1 Послание Коринфянам

A. ПАВЕЛ ГОВОРИТ О ПРОБЛЕМАХ ВНУТРИ ЦЕРКВИ (1:1-6:20)

До Павла доходили слухи о проблемах в церкви в Коринфе. Там имели место такие пороки, как зависть,
разделения, безнравственность и равнодушие по отношению к грехам. Церковь и сегодня не лишена
проблем, и мы многому можем поучиться из советов, которые дает апостол Павел.

Приветствия и благодарность

1 От Павла, призванного по воле Божьей быть апостолом Христа Иисуса, и от брата Сосфена, 2церкви
Божьей в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным быть святыми, а также всем, кто в самых
различных местах обращается к имени нашего Господа Иисуса Христа . Господа их и нашего.
3Благодать вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа.

1. Разделения в церкви

4Я всегда благодарю моего Бога за вас, за ту благодать, которую вы получили от Него в Иисусе Христе,
5потому что в Нем вы были обогащены во всем: и во всяком слове, и во всяком познании, 6благодаря
тому, что свидетельство Христа прочно утвердилось в вас. 7Поэтому при вашем ожидании явления
нашего Господа Иисуса Христа у вас нет недостатка ни в каком духовном даре. 8Он утвердит вас в
истине до конца, чтобы в день прихода нашего Господа Иисуса Христа вам оказаться непорочными.
9Бог, призвавший вас быть в общении с Его Сыном Иисусом Христом, нашим Господом, верен своему
обещанию!

Разделения в церкви

10Я умоляю вас, братья, во имя нашего Господа Иисуса Христа, чтобы вы были согласны друг с другом в
том, что вы говорите, и чтобы между вами не было разделений, чтобы вы были едины в вашем
понимании истины и в духе. 11Братья, от домашних Хлои я узнал о ваших спорах. 12Я имею в виду, что
одни из вас говорят: «Я Павлов», другие . «Я Aполлосов», третьи . «Я Кифин», четвертые . «Я Христов».
13Неужели Христос разделился? Или, может, это Павел был распят за вас? Или вы были крещены во
имя Павла? 14Слава Богу, я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гая, 15так что никто из вас не
может сказать, что он крещен в мое имя. 16Да, еще я крестил и домашних Стефана, а больше не помню,
чтобы я крестил кого-либо. 17Ведь Христос послал меня не крестить, а проповедовать Евангелие, и
проповедовать не по человеческой мудрости, иначе крест Христа потерял бы свое значение.

«Мудрость» мира и «безумие» креста

18Те, кто идет к погибели, считают, что весть о кресте . это глупость, но для нас, спасаемых, . это сила
Божья. 19Ведь написано: «Я превращу в ничто мудрствования мудрецов; и ум умных Я отвергну». 20Где
мудрый? Где ученый? Где философы этого века? Разве Бог не показал, что вся мудрость этого мира на
самом деле глупость? 21Если этот мир не воспользовался данной Богом мудростью и не познал Его, то
Богу было угодно спасти тех, кто поверит «безумию» проповеди. 22Иудеи требуют чудес, греки ищут
мудрости, 23а мы проповедуем распятого Христа, который для иудеев камень преткновения, а для
язычников безумие. 24Для тех же, кого Бог призвал, будь то еврей или грек, Христос . сила и мудрость
Божья! 25Ведь в «глупости» Божьей куда больше мудрости, чем в человеческой мудрости, и в
«слабости» Божьей куда больше силы, чем в человеческой силе.
26Взгляните, братья, на свое собственное призвание. Много ли среди вас мудрых, если судить по-
человечески, много ли среди вас могущественных, много ли знатных? 27Но Бог выбрал глупых мира,
чтобы постыдить мудрых, и слабых . чтобы постыдить сильных. 28Он избрал низкое и презренное, то,
что мир считает за ничто, чтобы развенчать то, что считается важным, 29чтобы никто не мог хвалиться
перед Ним. 30Благодаря Ему вы сейчас находитесь во Христе Иисусе, который стал для нас мудростью
Божьей, нашей праведностью, нашей святостью и искуплением, 31чтобы, как написано: «Тот, кто
хвалится, пусть хвалится Господом».

Проповедь Павла в Коринфе

2 Когда я пришел к вам, братья, моя проповедь о тайне Божьей не отличалась ни красноречием, ни
особой мудростью. 2Находясь среди вас, я решил не знать ничего, кроме распятого Иисуса Христа.
3Слабым, полным страха и трепета я пришел к вам. 4Но моя весть и моя проповедь были сильны
проявлением силы Духа, а не мудростью и не убедительными словами, 5чтобы ваша вера основывалась
не на человеческой мудрости, а на Божьей силе.

Мудрость Духа

6Мудрость же мы проповедуем среди людей, духовно зрелых, но это не мудрость этого мира и не
мудрость властителей этого мира, которые рано или поздно превращаются в ничто. 7Нет, мы говорим о
тайной мудрости Божьей, которая до сих пор была скрыта, но от начала существования мира была
предназначена для нашей славы. 8Те, кому принадлежит власть в этом мире, не поняли ее, иначе они
не распяли бы Господа славы.
9Мы возвещаем то, о чем написано: «Не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку,
что Бог приготовил любящим Его».
10Нам же Бог открыл это Духом, потому что Духу известно все. Он проникает во все глубины
премудрости Божьей. 11Кто может знать мысли человека, кроме его собственного духа, живущего в нем?
Так же и замыслов Бога никто не знает, кроме Духа Божьего. 12Мы получили не дух этого мира, а Дух от
Бога, чтобы нам понять все дарованное нам Богом. 13Об этом мы проповедуем не словами
человеческой мудрости, но словами, которым нас научил Дух. Духовные истины мы проповедуем на
духовном языке. 14Человек, в котором не обитает Божий Дух, не принимает того, что Божий Дух говорит
ему, он считает это глупостью и не может понять, потому что об этом можно судить только духовно.
15Духовный же человек может судить обо всем, о нем же никакой человек судить не может, 16потому
что кто способен познать разум Господа, чтобы ему учить Его? Мы же имеем разум Христов.

О разделении в церкви

3 Так вот, братья, я не мог говорить с вами как с людьми духовными, но говорил вам как людям,
находящимся под властью старой греховной природы, как младенцам во Христе. 2Я кормил вас
молоком, а не твердой пищей, потому что вы были еще не способны принимать ее, и теперь еще не
способны, 3потому что вы по-прежнему находитесь под властью старой греховной природы. Пока среди
вас существуют зависть и споры, вы остаетесь прежними людьми и принадлежите к этому миру. 4Ну
разве вы не такие же люди, как и все другие, когда вы говорите: «Я Павлов» или: «Я Aполлосов»? 5Ведь
кто такой Aполлос? И кто такой Павел? Они лишь служители, благодаря которым вы поверили в Христа.
Господь каждому поручил определенное дело. 6Я сажал, Aполлос поливал, а выращивал Бог. 7Поэтому
ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает, а лишь Бог, который выращивает. 8Те, кто
сажает и кто поливает, имеют одну цель, и каждый получит награду за свою долю труда. 9Ведь мы
сотрудники Бога, а вы Его поле, Его строение.
10По благодати, данной мне Богом, я как опытный строитель, заложил основание, а продолжает
строительство кто-то другой. Но каждый должен быть внимательным к тому, как он строит. 11Никто не
может заложить другой фундамент, кроме того, который уже заложен, и этот фундамент . Иисус Христос.
12На этом фундаменте человек может строить из золота, серебра, из дорогих камней, из дерева, из сена
или соломы, 13но наступит день, когда выявится то, как он строил. В тот день все будет испытано
огнем, и огонь покажет качество работы каждого. 14Если постройка устоит, то строивший получит свою
награду; 15если же сгорит, он понесет убыток. Сам он, однако, будет спасен, но спасен из огня.
16Разве вы не знаете, что вы . храм Божий и что в вас живет Божий Дух? 17Если кто-либо разрушит
Божий храм, того разрушит Бог, потому что храм Божий свят, а храм этот . вы.
18Не обманывайте самих себя. Если кто из вас думает, что по представлениям этого мира он мудр, то
ему надо стать «глупым», чтобы быть мудрым на самом деле. 19Ведь мудрость этого мира . глупость в
Божьих глазах. Написано: «Он ловит мудрых в их лукавстве», 20и еще: «Господь знает, что мысли
мудрого всего лишь суета». 21Поэтому не хвалитесь людьми. Вам принадлежит все: 22будь то Павел,
или Aполлос, или Кифа, или этот мир, жизнь или смерть, настоящее или будущее . все принадлежит
вам, 23вы же сами принадлежите Христу, а Христос . Богу.

Наставления членам церкви

4 Итак, принимайте нас, как служителей Христа и как тех, кому были вверены Божьи тайны. 2От тех,
кому оказано такое доверие, требуется верность. 3Меня очень мало заботит, как вы или кто-то другой
будет обо мне судить. Я и сам не сужу себя. 4Совесть моя чиста, хотя это и не значит, что я в самом
деле ни в чем не виновен. Пусть меня судит Господь. 5Поэтому не судите наперед, но ждите
возвращения Господа. Он все тайное сделает явным и обнажит скрытые намерения человеческих
сердец, и тогда каждый получит похвалу от Него.
6Я говорю это, братья, и об Aполлосе ради вашего блага, чтобы вы на нашем примере постигли, что
означает изречение: «ничего сверх того, что написано», и чтобы вы не заносились, ставя одного
человека выше другого. 7Кто же делает тебя лучше других? Что у тебя есть свое, чего ты не получил от
Бога? Если такого нет, то что же ты хвалишься подаренным? 8У вас уже все есть! Вы уже богаты! Вы без
нас стали царями! Как бы я хотел, чтобы вы действительно стали царями и чтобы мы тоже царствовали
вместе с вами! 9Потому что мне кажется, что Бог выставил нас, апостолов, как последних из людей, как
осужденных на смертную казнь, на всеобщее обозрение. Мы стали зрелищем для мира, для ангелов и
людей. 10Мы стали «безумными» ради Христа, вы же «мудрецы» во Христе! Мы «слабы», а вы .
«сильны»! Вас прославляют, а нас бесчестят! 11Мы по-прежнему терпим голод, жажду и побои, у нас
нет одежды, нет жилья, 12мы тяжело работаем своими руками. Когда нас проклинают, мы в ответ
благословляем; нас преследуют, а мы терпим. 13О нас говорят самое плохое, а мы отвечаем добром.
По сей день мы для мира . как мусор, как отбросы.
14Я пишу это не для того, чтобы устыдить вас, нет, я хочу вас предупредить как моих любимых детей.
15Хотя у вас тысячи учителей во Христе, у вас немного отцов. Я же во Христе Иисусе через Его
Евангелие стал вашим отцом. 16Поэтому возьмите меня в пример. 17Для этого я и посылаю к вам
Тимофея, моего дорогого и верного сына в Господе. Он напомнит вам о принципах моей жизни во
Христе Иисусе, которым я учу везде, в каждой церкви.

Павел собирается вновь посетить Коринф

18Некоторые из вас возгордились, полагая, что я не приду к вам. 19Но я скоро приду, если на это будет
воля Господа, и тогда узнаю, чего стоят не слова этих гордецов, а их сила. 20Потому что Царство Божье
проявляется не в слове, а в силе. 21Выбирайте сами, прийти мне с палкой или же с любовью и в
кротости?

2. Непорядок в церкви  

Безнравственность в церкви

5 В действительности говорят, что среди вас есть случаи такого распутства, какого не знают даже
язычники, а именно . что один из вас живет с женой своего отца. 2A вы возгордились! Не следует ли вам
вместо этого опечалиться и исключить из вашего общения человека, который сделал такое дело? 3Хотя
я и не присутствую с вами телом, но духом я с вами, и уже решил, как вы должны поступить с этим
человеком: 4когда соберетесь вместе во имя нашего Господа Иисуса, а я буду духом с вами, и с нами
будет сила Господа нашего Иисуса, 5вы должны предать этого человека сатане, чтобы его тело было
сокрушено ради спасения его духа в день Господа.
6Вам нечем хвалиться. Разве вы не знаете, что немного дрожжей квасят все тесто? 7Избавьтесь от
старой закваски, чтобы вам быть новым, пресным тестом, каковым вы должны быть. Ведь наш
пасхальный Aгнец . Христос уже принесен в жертву. 8Поэтому давайте будем праздновать не со старой
закваской порочности и зла, а с пресным хлебом чистоты и истины.
9Я просил вас в моем письме не общаться с развращенными людьми, 10но при этом я не имел в виду
вообще всех безнравственных людей этого мира, или корыстолюбцев, или грабителей, или
идолопоклонников. Если бы речь шла о них, то вам вообще надо было бы покинуть этот мир. 11Я пишу
вам о том, чтобы вы не общались с тем, кто называет себя братом, а на самом деле развратник,
корыстолюбец, идолопоклонник или же клеветник, пьяница или грабитель. С таким человеком даже не
садитесь вместе за стол.
12Судить тех, кто вне церкви, не мое дело, . вы судите тех, кто в церкви. 13Тех же, кто вне церкви, будет
судить Бог. Как написано: «Истреби злого из среды твоей».

Тяжбы между христианами

6 Далее: как вы смеете при ваших спорах подавать друг на друга в суд, чтобы вас судили не святые, а
неверующие люди? 2Разве вы не знаете, что святые будут судить мир? И если вам предстоит судить
мир, то неужели вы не можете разрешить более мелкие дела? 3Разве вы не знаете, что мы будем
судить ангелов? Неужели же мы не можем сами разобраться в наших житейских вопросах? 4Зачем же вы
ставите судьями над собой в житейских делах тех, кто ничего не значит в церкви? 5Какой позор! Неужели
среди вас не найдется разумного человека, который мог бы рассудить споры между верующими? 6Вы же
подаете в суд друг на друга, и вас судят неверующие!
7Уже сам тот факт, что вы подаете друг на друга в суд, говорит против вас. Не лучше ли остаться
пострадавшими и обманутыми? 8A вы сами обманываете и обворовываете своих братьев. 9Разве вы не
знаете, что неправедные не наследуют Божьего Царства? Смотрите, чтобы вам не обмануться. Никакие
безнравственные люди, никакие идолопоклонники, развратники, гомосексуалисты и извращенцы,
10воры, корыстолюбцы или пьяницы, клеветники или вымогатели Царства Божьего не наследуют. 11A
некоторые из вас именно такими и были, но вы были омыты, освящены и оправданы Духом нашего Бога
во имя Господа Иисуса Христа.

О нравственности

12Мне все позволено, но не все полезно. Мне все позволено, но ничто не должно иметь власти надо
мной. 13Пища . для желудка и желудок . для пищи, но Бог уничтожит и то и другое. Тело же
предназначено не для разврата, а для Господа, а Господь . для тела. 14Бог своей силой воскресил
Господа, и нас тоже воскресит. 15Разве вы не знаете, что ваши тела являются частью тела Христа? Так
как же я могу взять то, что принадлежит Христу, и отдать проститутке? Не бывать этому! 16Неужели вы
не знаете, что тот, кто соединяется с развратной женщиной, становится с ней одним телом? Ведь
написано: «Двое станут одним телом». 17Тот же, кто соединяется с Господом, объединяется с Ним в
духе.
18Бегите от разврата. Все другие грехи человек совершает не по отношению к собственному телу, а
половое распутство . это грех против своего же тела. 19Разве вы не знаете, что ваше тело является
храмом Святого Духа, который живет в вас и который вы получили от Бога? Вы уже не принадлежите
самим себе, 20потому что вы были куплены дорогой ценой. Поэтому прославьте Бога в ваших телах.

Б. ПАВЕЛ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЦЕРКВИ (7:1-16-24)  

После обсуждения проблем, Павел отвечает на вопросы членов коринфской церкви о браке, безбрачии,  
употреблении в пищу мяса, посвященного идолам, об одежде на богослужении, о причастии, о духовных
дарах и о  воскресении. Вопросы, вокруг которых в церкви сегодня так много рассуждений, удивительно
похожи на вопросы  коринфян, поэтому ответы Павла могут быть полезны и для нас.

1. Советы о христианском браке
 

7 На ваш вопрос о браке я хочу ответить следующее. Хорошо, если мужчина совсем не прикасается к
женщине. 2Но так как в этом мире столько безнравственности, то лучше, чтобы каждый мужчина жил со
своей женой и каждая женщина жила со своим мужем. 3Муж должен выполнять свои обязанности по
отношению к жене, и жена . по отношению к мужу. 4Тело жены не принадлежит ей одной, но и ее мужу.
Также и тело мужа не принадлежит ему одному, но и его жене. 5Не избегайте близости друг с другом,
разве что ненадолго, договорившись это время посвятить молитве. Но после этого будьте опять друг с
другом, чтобы сатана не искушал вас невоздержанностью. 6Впрочем, яговорю это как совет, а не как
повеление. 7Я бы хотел, чтобы все были как я холостыми, но каждый имеет от Бога свое призвание в
отношении брака, один так, другой иначе.
8Я же говорю неженатым и овдовевшим: для них хорошо не вступать в брак и жить как я. 9Но если они
не в силах справиться с собой, то пусть женятся, это лучше, чем разжигаться страстью.
10Состоящим в браке не я, но сам Господь дает такое повеление: жена не должна расставаться со
своим мужем. 11Если же она расстанется с мужем, то пусть либо вообще не вступает в новый брак,
либо примирится со своим мужем и вернется к нему. Муж, в свою очередь, не должен разводиться с
женой.
12Остальным я говорю, и это слова не Господа, а мои: если у кого-либо из братьев неверующая жена и
если она хочет жить с ним, то он не должен разводиться. 13То же самое касается и женщины, у которой
неверующий муж: если он хочет жить с ней, она не должна с ним разводиться. 14Ведь неверующий муж
освящается верующей женой, и наоборот, неверующая жена освящается верующим мужем. Иначе ваши
дети были бы нечисты, а так они святы.
15Если же неверующий муж или жена хочет развода, то пусть разводится. Пусть в таком случае брат или
сестра не чувствуют себя связанными, Бог призвал нас жить в мире. 16Как тебе знать, жена, не спасешь
ли ты и своего мужа? И как тебе, муж, знать, не спасешь ли ты своей жены?
17Пусть каждый держится в жизни того, что Господь ему определил, к чему призвал его Бог. Это правило
я повторяю во всех церквах. 18Если кто-то был обрезан к тому моменту, когда был призван, то ему нет
нужды скрывать это. А кто был призван необрезанным, тому нет нужды подвергаться обрезанию.
19Обрезание или необрезание не имеет никакого значения, главное заключается в том, чтобы человек
соблюдал Божьи повеления. 20Каждый пусть остается в том положении, в котором он был, когда Бог его
призвал. 21Если ты был рабом, когда Бог тебя призвал, то пусть тебя это не смущает, хотя если у тебя
есть возможность получить свободу, то воспользуйся ею1. 22Потому что раб, призванный в Господе, .
вольноотпущенник Господа, и точно так же призванный свободным . раб Христа. 23Вы были куплены за
дорогую цену, так не становитесь же рабами людей. 24Братья, пусть каждый остается в том положении,
в каком он был, когда Бог призвал его.
25Относительно же безбрачных у меня нет повеления от Господа, но, получив от Господа милость быть
верным, я могу сказать так: 26в настоящих обстоятельствах я считаю, что для вас лучше оставаться
холостыми и незамужними. 27Если ты уже состоишь в браке, не пытайся развестись. Если же ты не
женат, то не ищи жены. 28Но если ты и женишься, не согрешишь, и если девушка выйдет замуж, не
согрешит. Однако у вступающих в брак появятся в жизни новые трудности, а я бы хотел уберечь вас от
них. 29Другими словами, братья, я хочу сказать, что времени осталось уже немного, и женатые пусть
чувствуют себя как неженатые, 30скорбящие . как не скорбящие, радующиеся . как не радующиеся,
приобретающие . как те, у кого нет ничего. 31Словом, все живущие в этом мире пусть живут так, будто
они и не живут в нем. Ведь мира, каким мы его видим, скоро уже не будет.
32Я хочу, чтобы вас не отягощали никакие заботы. Неженатый человек заботится о делах Господних, о
том, как угодить Господу. 33Женатому же приходится заботиться о насущных нуждах, о том, как угодить
жене. 34Его интересы раздвоены. Незамужняя женщина или девушка думает о делах Господних, она
старается посвятить себя Господу телом и духом, а замужняя женщина занята повседневными делами и
тем, как угодить мужу. 35Я говорю это не для того, чтобы вас в чем-либо ограничить, нет, это для
вашего же блага, чтобы вы могли жить праведной жизнью и чтобы ничто не мешало вам служить
Господу.
36Если кто-либо из вас считает, что поступает нехорошо по отношению к девушке, с которой обручен,
что годы ее идут, и он чувствует свой долг жениться на ней, то пусть поступает так, как ему кажется
правильным. Он может жениться, и греха на нем никакого не будет. 37Но если человек тверд в своем
решении не жениться, если его не принуждает к женитьбе необходимость и если он в состоянии
владеть собой, то, решив в своем сердце оставить свою невесту девственницей, он поступит хорошо.
38Итак, кто женится на своей невесте . поступает хорошо, кто же не женится . поступит еще лучше.
39Женщина на всю жизнь соединена со своим мужем, но когда ее муж умирает, она свободна выходить
замуж за кого хочет, главное, чтобы человек этот принадлежал Господу.
40Но по моему мнению, а я думаю, что и я обладаю Духом Божьим, ей лучше было бы оставаться
незамужней, так она будет счастливее.

2. Вопрос о христианской свободе  

О пище, посвященной идолам

8 Теперь к вопросу о пище, посвященной идолам.
Нам известно, что все мы обладаем знанием, но знание делает людей гордыми, а вот любовь укрепляет.
2Тот, кто думает, что он что-то знает, на самом деле еще не знает того, что ему следовало бы знать.
3Но Богу известны те, кто Его любит.
4Итак, о пище, посвященной идолам. Всем нам известно, что идолы, которым мир поклоняется, ничего
не значат, и что нет другого Бога, кроме Единого. 5Даже если и существуют так называемые боги, будь
то на небе или на земле, а в мире действительно много разных богов и господ, 6то для нас есть только
один Бог . Отец, благодаря которому все получило свое начало и благодаря которому мы имеем жизнь,
и только один Господь . Иисус Христос, через которого все начало существовать и через которого мы
получили жизнь. 7Но не всем еще это известно. Некоторые настолько привыкли к идолам, что когда они
едят такую пищу, они до сих пор думают о ней как о пище, посвященной идолам, и при этом ихслабая
совесть смущается. 8Но пища не помогает приблизиться к Богу. Нам не становится хуже, если мы не
едим чего- то, и не становится лучше, если мы едим.
9Смотрите, однако, чтобы ваша свобода в выборе пищи не стала камнем преткновения для слабых.
10Потому что если кто-то увидит, что ты при всем твоем знании ешь в языческом храме, то и он со своей
слабой совестью вслед за тобой станет есть пищу, посвященную идолам. 11Твое знание погубит
слабого брата, за которого умер Христос. 12Согрешая против братьев и раня их слабую совесть, вы
согрешаете против Христа. 13Поэтому, если моя пища приводит моего брата ко греху, я лучше не буду
есть мяса вообще, чтобы не погубить брата.

Апостольские права Павла

9 Возьмите, к примеру, меня. Разве я не свободен? Разве я не апостол? Разве я не видел нашего
Господа Иисуса? Разве вы . не мое дело в Господе? 2Если я для других и не апостол, то, во всяком
случае, для вас я апостол! То, что вы находитесь в Господе, и есть подтверждение моего апостольства.
3Мой ответ тем, кто меня осуждает, будет таким. 4Разве мы не имеем права на пищу и питье? 5Разве
мы не имеем права на верующую жену, как другие апостолы, например, братья Господа и Кифа? 6Или
же это только Варнава и я должны сами зарабатывать себе на пропитание? 7Какой солдат несет
службу, сам оплачивая расходы? Кто, насадив виноградник, потом не ест виноград из него? Кто пасет
стадо и не пьет молока от него? 8Разве я говорю все это, только с человеческой точки зрения? Разве
закон говорит не о том же? 9Ведь в законе Моисея написано: «Не закрывай рта молотящему волу».
Имеет ли Бог в виду вола? 10Конечно же, Он говорит это о нас! Для нас написано: «Пахарь должен
пахать и сеятель сеять с надеждой на то, что они получат часть урожая». 11Если мы посеяли среди вас
духовное семя, что такого, если мы воспользуемся вашими материальными благами? 12Если другие
имеют право на вашу поддержку, то тем более мы!
Мы, однако, не пользовались этим правом, мы готовы все переносить ради того, чтобы Евангелие
Христа беспрепятственно распространялось. 13Разве вы не знаете, что те, кто служит в храме,
получают в храме и пропитание, и те, кто служит у жертвенника, имеют право на долю от того, что
приносится в жертву? 14Господь также повелел, чтобы те, кто проповедует Евангелие, получали свое
пропитание от проповеди Евангелия. 15Но я не воспользовался ни одним из этих преимуществ и пишу
это не для того, чтобы вы оказывали мне такую поддержку. Я готов скорее умереть, чем лишиться
похвалы. 16Я не хвалюсь тем, что проповедую, это мой долг, и горе мне, если я перестану
проповедовать Евангелие! 17Если я проповедую добровольно, то мне обеспечена награда, если же нет,
то значит, я исполняю порученную мне службу. 18Так в чем же моя награда? В том, что, проповедуя
Евангелие, я делаю это безвозмездно и не пользуюсь моими правами проповедника.
19Хотя я свободен от всех, я сам сделал себя рабом всех, ради того, чтобы обратить к Богу как можно
больше людей. 20Для иудеев я стал как иудей, чтобы привлечь иудеев. Для находящихся под законом я
стал как подчиняющийся закону, хотя на самом деле я не под законом. Я делаю это для того, чтобы
обратить находящихся под законом. 21Для неимеющих закона я стал как неимеющий закона, хотя я не
свободен от закона Божьего, потому что нахожусь под законом Христа. Опять же делаю я это для того,
чтобы обратить к Богу неимеющих закона. 22Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести и их. Я стал
всем для всех ради того, чтобы спасти по крайней мере некоторых. 23Все это я делаю ради Евангелия,
чтобы и мне получить его благословения.
24Вы ведь знаете, что в соревновании по бегу много участников, но только один становится
победителем. Поэтому бегите так, чтобы получить награду. 25Каждый участвующий в состязаниях, когда
готовится к ним, отказывается от всех удовольствий, и делает это ради получения тленного венка. Мы
же стремимся к нетленному венку. 26Поэтому я бегу не бесцельно и бью кулаками не по воздуху. 27Нет,
я тренирую свое тело, подчиняю его себе, чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться непригодным.

Уроки из истории Израиля

10 Братья, я хочу, чтобы вы знали о том, что все наши праотцы находились под облачным столбом и
что все они прошли через море. 2Они все были крещены в Моисея в облаке и в море. 3Они все ели одну
и ту же духовную пищу 4и пили одно и то же духовное питье. Они пили из духовной скалы, которая
сопровождала их, и скалой этой был Христос. 5Но к большинству из них Бог не был благосклонен, и их
тела усеяли пустыню.
6А это случилось как пример для нас, чтобы мы не желали зла, как желали они. 7Не поклоняйтесь
идолам, как это делали некоторые из них. Ведь написано: «Люди сели есть и пить, а потом встали
играть». 8Среди нас не должно быть распутства, которому предавались некоторые из них, что и привело
к гибели двадцати трех тысяч человек. 9Нам нельзя испытывать Господа, как некоторые из них делали и
потом погибли от укусов змей. 10Не ропщите, как это делали некоторые из них, за что были погублены
губителем.
11Все это случилось с ними как прообраз, а написано это для назидания нам. Ведь мы живем в
последнее время. 12Так что если кому-то кажется, что он уверенно стоит, то пусть бережется, чтобы не
упасть! 13Все испытания, которые вы встречали до сих пор, были не чем иным, как обычными
человеческими испытаниями. Бог никогда не допустит, чтобы вы были испытываемы сверх сил, и Он
верен своим обещаниям. Когда вас постигает испытание, Он предлагает вам и выход, так что вы
сможете перенести все.
14Поэтому, дорогие братья, избегайте идолопоклонства. 15Я говорю вам как разумным людям,
рассудите сами. 16Разве чаша благословения, которую мы благословляем, не приобщает нас к крови
Христа? И хлеб, который мы преломляем, неприобщает ли нас к телу Христа? 17Хлеб один, и мы, как бы
много нас ни было, составляем одно тело, потому делили один хлеб. 18Посмотрите на израильский
народ: разве всех, кто ест принесенное в жертву, не объединяет один жертвенник? 19Конечно, я не
говорю, что идол или же принесенное в жертву идолам имеет какое-либо значение. 20Нет, но дело в
том, что язычники приносят свои жертвы демонам, а не Богу, а я не хочу, чтобы вы становились
сообщниками демонам. 21Ведь не можете же вы пить одновременно из чаши Господней и из чаши
демонской, нельзя быть в одно и то же время за столом Господа и за столом демонов. 22Или мы
думаем, что можем безнаказанно раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Делайте все во славу Божью
23Все мне позволено, но не все полезно. Все позволено, но не все служит к созиданию. 24Пусть никто не
заботится только лишь о том, чтобы ему было хорошо, заботьтесь более о благе других. 25Ешьте всё,
что продается на рынке, со спокойной совестью, 26потому что «земля и то, что наполняет ее,
принадлежит Господу». 27Если неверующий пригласит вас на обед, то ешьте всё, что вам предложат, не
задавая вопросов, со спокойной совестью. 28Но если вам при этом скажут: «Это жертвенное мясо», . то
не ешьте ради того, кто это сказал, и ради совести, . 29я имею в виду совесть другого человека, а не
свою собственную. Ведь моя свобода не может быть судима чужой совестью. 30Если я с
благодарностью принимаю пищу, почему я должен быть осуждаем за то, за что я благодарю Бога?
31Стало быть, что бы вы ни делали, едите вы или пьете, делайте так, чтобы был прославляем Бог. 32Не
будьте ни для кого камнем преткновения, ни для евреев, ни для язычников, ни для Божьей церкви.
33Старайтесь, как я, угождать всем во всем. Я ищу блага не самому себе, а многим другим, чтобы они
были спасены.

3. Указания относительно богослужений

Советы в проведении богослужений

11Следуйте моему примеру, как и я следую примеру Христа.
2Я рад, что вы помните меня во всем и поступаете согласно учению, которое я вам передал. 3Я хочу,
чтобы вы знали, что Христос является главой каждому мужу, глава жены . ее муж, а глава Христа . Бог.
4Поэтому любой мужчина бесчестит свою голову, если молится или пророчествует в головном уборе. 5И
женщина бесчестит себя, если молится или пророчествует, не покрыв головы. Это все равно что она
обрила бы голову. 6Если женщина не покрывает головы, то пусть совсем острижет волосы, а если для
женщины считается позором быть остриженной или обритой, то пусть она покрывает голову. 7Мужчина
не должен покрывать голову, так как он является Божьим образом и Его славой. Женщина же является
славой мужа.
8Не мужчина произошел от женщины, а женщина . от мужчины. 9Не мужчина был создан для женщины, а
женщина . для мужчины. 10Поэтому женщина ради ангелов должна иметь на голове знак того, что она
находится под властью мужа.
11Однако ни муж, ни жена не могут быть независимы друг от друга в Господе. 12Как женщина
произошла от мужчины, так и мужчина рождается от женщины, но все происходят от Бога. 13Рассудите
сами, разве прилично женщине молиться Богу с непокрытой головой? 14И не говорит ли нам сама
природа о том, что мужчине неприлично носить длинные волосы, 15в то время как для женщины
длинные волосы . это честь? Ведь длинные волосы и даны ей как покрывало. 16Впрочем, если кто-то
собирается об этом спорить, то я хочу сразу сказать, что ни мы, ни другие Божьи церкви не имеем
такого обычая.

Беспорядки на Господней Вечере

17Давая эти указания, я хочу сказать, что не хвалю вас за то, что ваши собрания часто приносят больше
вреда, чем пользы. 18Потому что, во-первых, я слышал, что когда вы как церковь собираетесь вместе,
среди вас всегда бывают разделения. Отчасти я верю этим слухам. 19Несомненно, разногласия между
вами должны быть, чтобы среди вас выявились испытанные. 20Но когда вы собираетесь вместе для
участия в Господней Вечере, то превращаете ее в нечто другое. 21Вы едите, не дожидаясь друг друга,
так что одни остаются голодными, а другие напиваются. 22В таком случае ешьте и пейте лучше дома, а
не позорьте Божьей церкви и не унижайте тех, кому, может действительно нечего есть. Что ж мне,
хвалить вас за это? Конечно нет!

Установление о Господней Вечере

23Ведь я от самого Господа принял и вам передал, что Господь Иисус в ночь, когда Он был предан, взял
хлеб 24и, поблагодарив за него в молитве, разломил со словами: «Это тело Мое, за вас ломаемое2.
Делайте это в память обо Мне». 25После ужина Он взял и чашу, говоря: «Эта чаша есть новый завет в
Моей крови, делайте это каждый раз, когда пьете в память обо Мне». 26Потому что каждый раз, когда вы
едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не
придет.
27Таким образом, кто ест хлеб или пьет из чаши Господней, не придавая этому должного значения, тот
грешит против тела и крови Господа. 28Человек должен проверять себя прежде, чем есть хлеб и пить из
чаши, 29потому что каждый, кто ест или пьет, не различая тела Господа, тот ест и пьет в осуждение
себе. 30Потому-то среди вас так много физически слабых и больных, а многие даже умирают. 31Но если
бы мы судили самих себя, то избежали бы осуждения. 32Когда нас судит Господь, мы подвергаемся
наказанию, и это помогает нам избежать осуждения, которому будет подвергнут мир.
33Итак, братья, когда вы собираетесь на совместную трапезу, не спешите, ждите друг друга. 34Если кто
голоден, пусть лучше поест дома, чтобы вам собираться вместе не на осуждение.
Когда я приду к вам, то дам вам и другие наставления.

Духовные дары

12 Теперь давайте поговорим о духовных дарах. Я не хочу, чтобы вы пребывали в неведении о них. 2Вы
помните, что когда вы были язычниками, то испытывали бессознательное влечение к немым идолам.
3Поэтому поймите, что никто, говорящий по побуждению Духа Божьего, не произнесет проклятия против
Иисуса, и никто не признает, что Иисус есть Господь, если к этому его не побудит Святой Дух.
4Есть различные дары, но Дух один. 5Есть разные служения, но Господь один и тот же. 6Есть разные
действия, но производит их один и тот же Бог. 7В каждом человеке Дух проявляется на благо общему
делу. 8В словах одного Дух дает мудрость, в словах другого тот же Дух дает знание, 9кому-то тем же
Духом дается вера, кому-то . дары исцелений одним единственным Духом. 10Одним . чудодейственные
силы, другим . дар пророчества, третьим . способность различать духов, иным людям даны разные
языки, а кому-то . способность толковать сказанное на этих языках. 11Все это . действие одного и того
же Духа, и этими дарами Он наделят каждого по своему усмотрению.

Единое тело и разные части

12Подобно тому как тело состоит из многих органов, составляющих вместе одно тело, так же и Христос.
13Мы все крещены одним Духом и соединены в одно тело, будь мы евреи или греки, рабы или
свободные, мы все напоены одним и тем же Духом. 14Ведь и тело состоит не из одного органа, а из
многих. 15Представьте себе, что бы произошло, если бы нога вдруг сказала: «Я не принадлежу к телу,
так как я не рука!» Конечно, она не перестала бы быть частью тела. 16Или представьте себе, если бы
ухо вдруг сказало: «Я не глаз, и поэтому я к телу не принадлежу!» Оно тоже не перестало бы
принадлежать к телу. 17Если бы все тело состояло из одного глаза, то где был бы слух? Если бы все
тело состояло из уха, то где было бы обоняние? 18Но Бог каждому органу определил свое назначение в
теле, как Он сам хотел. 19Как тело могло бы существовать, если бы все оно было одним каким-то
органом? 20Так что органов много, но все они составляют одно тело. 21И глаз не может сказать руке:
«Ты мне не нужна!» Голова не может сказать ногам: «Я в вас не нуждаюсь!» 22Наоборот, те части тела,
которые нам кажутся слабее других, на самом деле являются самыми необходимыми. 23К тем частям
тела, которые, по нашему мнению, не заслуживают такой уж большой чести, мы относимся с большей
заботой, и наши менее пристойные органы требуют большей пристойности, 24тогда как более
пристойные органы в этом не нуждаются. Но Бог сам устроил тело таким образом и внушил нам, чтобы о
самых обделённых частях тела мы проявляли больше заботы, 25чтобы в теле не было разделения, но
чтобы мы сами проявляли одинаковую заботу друг о друге. 26Если страдает один орган, то с ним
страдают и все, если прославляется один орган, с ним радуются и все.
27Итак, вы тело Христа, и каждый из вас является органом Его тела. 28В церкви Бог назначил одних
быть апостолами, других . пророками, третьих . учителями. Он наделил некоторых силой совершать
чудеса, исцелять, помогать другим, способностью управлять, а также способностью говорить на
разного рода языках. 29Разве все апостолы? Разве все пророки? Разве все учителя? Разве все
совершают чудеса? 30Разве всем дан дар исцеления? Разве все говорят языками? Разве всем дано
толковать эти языки? 31Стремитесь иметь более важные дары!
Но сейчас я покажу вам самый превосходный путь.

Любовь

13 Если я говорю на всех человеческих и ангельских языках, но во мне нет любви, то я всего лишь
звенящая медь, бряцающие, бубны. 2Если у меня есть дар пророчества и я знаю все тайны, если мне
даны все знания и у меня есть вера, способная передвигать горы, а нет любви, то я ничто. 3Если я
раздам все свое имущество и отдам мое тело на сожжение, но во мне нет любви, то не будет мне
никакой пользы.
4Любовь терпелива, добра, она не завидует и не хвалится, она не гордится, 5не бесчинствует, она не
ищет выгоды себе, она не вспыльчива и не помнит зла. 6Любовь не радуется неправде, но радуется
вместе с истиной. 7Она все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит.
8Любовь не перестанет существовать никогда. Пророчества прекратятся, языки умолкнут, знание
прекратится. 9Ведь наши знания неполны и наши пророчества частичны, 10и когда наступит
совершенство, тогда все частичное исчезнет. 11Когда я был ребенком, я и говорил как ребенок, я
мыслил по-детски и рассуждал по-детски. Но когда я стал взрослым, то покончил с детскими
привычками. 12Мы сейчас видим неясно, как отражение в тусклом зеркале, потом же увидим лицом к
лицу. Сейчас я знаю лишь отчасти, тогда же буду знать так же совершенно, как меня знает Бог.
13А сейчас существуют эти три: вера, надежда и любовь, и важнее всего из них . любовь.

Дар пророчества и языков

14 Следуйте путем любви, стремитесь иметь духовные дары, особенно дар пророчества. 2Кто говорит
на языке, тот говорит не людям, а Богу, ведь его никто не понимает, он духом говорит тайны. 3Но
пророчествующий говорит людям для их назидания, ободрения и утешения. 4Говорящий на языке
говорит лишь в назидание себе, а пророчествующий говорит для назидания церкви. 5Я бы хотел, чтобы
каждый из вас говорил на языках, но лучше, конечно, чтобы вы пророчествовали. Пророчествующий
больше того, кто говорит на языках, разве что он истолковывает свою речь, чтобы и церковь получала
назидание.
6Братья, если я приду к вам и стану говорить на языках, то какую пользу я принесу вам, если в моих
словах не будет ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни наставления? 7Возьмите, к примеру, даже
безжизненные музыкаинструменты: флейту или арфу. Как вы узнаете мелодию, если на них будут
играть, не придавая значения тому, какие ноты звучат? 8Если труба не протрубит определенный сигнал,
то кто станет готовиться к сражению? 9Так же и у вас. Если вы не произносите языком членораздельные
слова, то как человеку понять, о чем вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10В мире есть разные языки, но все они понятны тем, кто их знает. 11Если я не понимаю значения того,
что мне говорят, то я чужеземец для говорящего, и говорящий . чужеземец для меня. 12Так же и вы. Вы
хотите иметь духовные дары? Так стремитесь же иметь их в изобилии на благо церкви. 13Поэтому, кто
говорит на языке, пусть молится о даре истолкования. 14Когда я молюсь на языке, то мой дух молится,
но ум не принимает в этом участия. 15Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться
и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом. 16Если ты благодаришь Бога духом, то как может
несведущий человек сказать «аминь»? Ведь он не поймет, что ты говоришь! 17Ты можешь хорошо
благодарить Бога, но другому человеку это пользы не принесет. 18Я благодарен Богу, что говорю на
языках больше всех вас. 19Но в церкви я лучше скажу пять понятных слов, которые послужат для
наставления другим, чем множество слов на языке.
20Братья, не будьте детьми по уму. В своем отношении ко злу будьте невинны, как дети, но разумом
будьте взрослыми.
21В законе Господь сказал: «Я буду говорить этому народу через людей, говорящих на иных языках, и
буду обращаться к ним через уста чужеземцев, но они и тогда не послушают Меня». 22Таким образом,
языки представляют собой особый знак не для верующих, а для неверующих. Пророчество же является
знаком для верующих, а не для неверующих. 23Поэтому, если вся церковь соберется, все будут говорить
на языках и зайдут люди несведущие или неверующие, не скажут ли они, что вы сошли с ума? 24Но если
зайдет неверующий или незнающий в то время, когда все пророчествуют, то он всеми будет обличаться
в грехе и всеми будет судиться. 25Все тайные помыслы его сердца откроются, и он, упав ниц,
поклонится Богу и воскликнет: «Среди вас действительно присутствует Бог!»

Порядок в богослужении

26Братья, когда вы собираетесь вместе и у каждого из вас есть псалом, есть слово наставления,
откровение, язык, толкование сказанного на языке, то пусть все это будет вам на пользу. 27Если кто-
либо говорит на языке, то пусть говорят двое, или самое большее трое, и притом по очереди, а один
пусть истолковывает. 28Если толкователя среди вас нет, тогда в церкви молчи, и говори лишь себе и
Богу.
29И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть рассуждают об услышанном. 30Если же кому-
либо другому из присутствующих будет откровение, то пусть первый говорящий замолчит. 31Вы все
можете пророчествовать, но делать это надо по очереди, так, чтобы все могли получить наставление и
ободрение. 32Ведь пророческие духи послушны пророкам. 33Бог является Богом мира, а не беспорядка.
Во всех собраниях святых 34и в церкви женщины пусть молчат. Говорить им не позволяется, но пусть
они будут в подчинении, как и закон говорит. 35Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об
этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично. 36Вы думаете, что слово
Божье вышло впервые от вас или достигло лишь вас? 37Кто считает себя пророком или человеком
духовным, должен признать, что все, что я пишу вам, есть повеление самого Господа. 38Если же он
этого не знает, то пусть и остается при своем невежестве3.
39Итак, братья, стремитесь иметь дар пророчества и не запрещайте говорить на языках, 40но все
должно совершаться пристойно и соответствовать порядку.

4. Учение о воскресении

Воскресение Христа

15 Братья, хочу еще раз напомнить вам Евангелие, которое я вам пропове дал, которое вы приняли и в
котором вы утвердились, 2и которым вы спасаетесь, если только твердо придерживатесь того, что я вам
проповедую, а иначе ваша вера напрасна. 3Самое важное, что я получил, я передаю вам: Христос умер
за наши грехи согласно Писаниям. 4Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно
Писаниям. 5Он явился Петру и потом двенадцати ученикам. 6После этого Он явился еще более чем
пятистам братьям одновременно. Большинство из них еще живы, а некоторые уже умерли. 7Затем Он
явился Иакову, и всем апостолам, 8и последнему из всех явился мне, будто недоноску. 9Ведь я самый
последний из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал
Божью церковь. 10Но по Божьей милости я есть, кто я есть, и Его милость ко мне была не напрасной: я
трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а Божья милость, которая со мной. 11Не имеет
значения, я или они . так мы проповедуем, и так вы уверовали.

Воскресение мертвых

12Скажите мне, если о Христе проповедуется, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые
из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых? 13Если воскресения мертвых нет, то и Христос
не мог быть воскрешен. 14A если Христос не был воскрешен, то и вся наша проповедь напрасна, так же
как и ваша вера. 15Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы
засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, которого Он не воскрешал, если мертвых вообще
нельзя воскресить. 16Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен. 17А если
Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас. 18Тогда и те, кто
умер во Христе, погибли. 19Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более
жалком положении, чем все прочие люди. льные20Но Христос был воскрешен из мертвых! Воскрешен
первым из всех умерших! 21И как смерть пришла в этот мир через одного Человека, так через одного
человека пришло и воскресение мертвых. 22Как все умирают в Aдаме, так все будут оживлены во
Христе. 23Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а потом, когда Он придет, будем воскрешены и
мы, принадлежащие Ему. 24И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую
власть и силу, передаст Царство Богу Отцу! 25Христос должен царствовать до тех пор, пока Бог не
положит всех врагов к Его ногам. 26Последний враг, который будет уничтожен, . это смерть. 27Ведь Бог
все подчинил под ноги Его. Ясно, что это «все» не включает самого Бога, который и подчинил Ему все.
28Когда же все будет Ему подчинено, тогда и сам Сын будет подчинен тому, кто все подчинил Ему,
чтобы Бог был все во всем.
29Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых? Если мертвых нельзя воскресить, зачем
люди принимают крещение за них? 30Зачем нам каждый час рисковать своей жизнью? 31Я каждый день
стою перед лицом смерти. Это так же верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами в Иисусе Христе,
нашем Господе! 32Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями в Эфесе, что я
этим приобрел? Если мертвые не могут быть воскрешены, тогда что же: «Давайте будем есть и пить,
потому что завтра умрем»?
33Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: дурная компания развращает добрые нравы.
34Отрезвитесь и перестаньте грешить, ибо некоторые из вас не знают Бога, . я говорю это к вашему
стыду.

Земное и небесное тело

35Может, кто-то думает: «Как это мертвые могут воскреснуть? Какое у них тогда будет тело?»
36Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала
умереть! 37Когда ты сеешь, ты же сеешь не сам колос, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.
38A Бог по своему усмотрению дает ему тело . каждому семени свое. 39Не все тела одинаковы: у людей
не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб. 40Есть тела
небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя. 41У солнца своя сила, у
луны своя, у звезд своя. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.
42Так же будет и при воскресении мертвых. Тело, которое мы видим, тленно, а тело, которое человек
получает при воскресении, нетленно. 43При погребении тело кажется безобразным, а при воскресении
оно приобретает великолепие! Оно погребается в слабости, а воскрешается в силе, 44оно погребается
как физическое, а воскрешается . как духовное.
Если есть тело физическое, то есть и тело духовное. 45Писание говорит, что первый человек, Aдам, стал
живым существом, но последний Aдам . это Дух, дающий жизнь. 46Сначала приходит не духовное, а
физическое, и лишь потом . духовное. 47Первый человек был сотворен из праха земли, а второй Человек
. это Человек с неба. 48Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же,
как Человек, пришедший с небес. 49И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы
будем похожи на Человека небесного.
50Я говорю вам, братья, что люди из плоти и крови не могут стать наследниками Божьего Царства;
ничто тленное не может стать наследником нетленного. 51Послушайте, сейчас я открою вам тайну: мы
не все умрем, но все будем изменены, 52внезапно, в одно мгновение, когда прозвучит последняя труба.
По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены. 53Все тленное должно
превратиться в нетленное, и все смертное . в бессмертное. 54Когда тленное облечется в нетленное и
смертное . в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»
55«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?» 56Жало смерти . грех, а сила греха . закон.
57Но слава Богу! Он даровал нам победу в Господе Иисусе Христе! 58Поэтому, мои любимые братья,
стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу
и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.
Пожертвование для христиан в Иерусалиме

16 Теперь относительно сбора денег в помощь Божьему народу. Делайте то, что я повелел делать в
церквах Галатии. 2В первый день недели пусть каждый из вас откладывает из своего заработка часть
денег и сберегает, чтобы, когда я приду, уже не нужно было собирать. 3А когда я приду, то тех людей,
кого вы выберете, я пошлю с рекомендательными письмами, чтобы они доставили собранное вами в
Иерусалим. 4Если мне тоже будет необходимо туда пойти, они пойдут со мной.

Планы путешествий

5Я приду к вам, когда пройду через Македонию, я ведь иду через Македонию. 6Возможно, я пробуду у
вас некоторое время, может быть, и всю зиму, и вы поможете мне в моем дальнейшем путешествии. 7Я
решил не заходить к вам сейчас, так как это было бы очень ненадолго. Надеюсь, что если Господь
позволит, мы проведем с вами больше времени. 8В Эфесе я пробуду до Пятидесятницы, 9так как там
двери для работы широко распахнуты, хотя есть и много противников.
10Если у вас будет Тимофей, позаботьтесь о том, чтобы ему нечего было опасаться во время
пребывания у вас. Он, как и я, совершает работу Господа. 11Пусть никто не пренебрегает им.
Отправьте его потом с миром в путь, чтобы он смог возвратиться ко мне. Я жду его вместе с братьями.
12Я очень просил нашего брата Aполлоса прийти с братьями к вам. Он не хотел идти сейчас, но когда
будет возможно, он вас навестит.
13Прошу вас, бодрствуйте! Будьте непоколебимы в вере! Будьте мужественны, будьте сильны. 14Пусть
все у вас делается с любовью. 15И еще я прошу вас, братья: вы знаете, что Стефан и все живущие в его
доме были первыми из обращенных в христианство в Aхайе. Они посвятили себя служению святым, .
16служите таким людям и всем, кто трудится для проповеди и кто им помогает. 17Я был очень рад,
когда прибыли Стефан, Фортунат и Aхаик. Они дали мне то, чего мне недоставало без вас. 18Они
ободрили и меня, и вас. Цените таких людей.
19Вам передают приветы церкви в Aсии. Aкила и Прискилла тоже горячо приветствуют вас в Господе,
привет и от всей общины, которая собирается в их доме. 20Все братья здесь передают вам приветы.
Приветствуйте друг друга святым поцелуем.
21Я, Павел, дописываю своей рукой: 22если кто-либо не любит Господа, на том да будет проклятие.
О, приди, Господи! 23Пусть благодать Господа Иисуса Христа будет с вами. Моя любовь со всеми вами
в Иисусе Христе.


1 Или: .если даже можешь стать свободным, лучше используй свое нынешнее положение..
2 В наиболее достоверных древних рукописях слово .ломаемое. отсутствует.
3 По другим древним рукописям: .его не знает Бог..