БЕДНЫЙ

Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.  
Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. Много хлеба бывает и на ниве
бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. (Книга притчей Соломоновых, 13:7-8,23)

Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей. Кто презирает ближнего своего, тот
грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. (Книга притчей Соломоновых, 14:20-21)

Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Радость человеку -
благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. (Книга притчей Соломоновых, 19:1,4,22)

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан. (Книга притчей
Соломоновых, 21:13)

Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.  Богатый господствует над
бедным, и должник делается рабом заимодавца. Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не
притесняй несчастного у ворот, (Книга притчей Соломоновых, 22:2,7,22)

Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. Лучше бедный, ходящий
в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. (Книга притчей Соломоновых, 28:
3,6)

Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.  Бедный и лихоимец
встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь. (Книга притчей Соломоновых, 29:7,13)

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше
войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на
одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись
здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками
Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они
ли влекут вас в суды? (Послание Иакова, 2:1-6)

И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов - дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых - бедные. (Книга
премудрости Иисуса, сына Сирахова, 13:22-23)

Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;
ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.(Книга Екклезиаста, или
Проповедника, 4:13-14)

И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один
богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме
одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его
она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку
странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел
к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид
на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; (Вторая книга
Царств, 12:1-5)

Если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея [у себя] залог его:   Не обижай наемника,
бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих;
(Второзаконие, 24:12,14)

У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы
бедный был и прав. (Исаии, 32:7)

Богат ли кто и славен, или беден, похвала их - страх Господень. Несправедливо - бесчестить разумного бедного,
и не должно прославлять мужа грешного..(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 10:25-26)

Потрудился бедный при недостатках в жизни - и в покое остается скудным.( Книга Премудрости Иисуса, сына
Сирахова,31:4)

Бедному не потворствуй в тяжбе его. Не суди превратно тяжбы бедного твоего. (Исход, 23:3,6)

увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова
больше всех положила; (Евангелие от Луки, 21:2-3)

Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.  Подозвав учеников Своих, Иисус
сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
(Евангелие от Марка,  глава 12:42-43)

Но к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его
не отпускай его ни с чем. Лучше жизнь бедного под дощатым кровом, нежели роскошные пиршества в чужих
домах . (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 29:11,12,25)

Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных. Хлеб нуждающихся
есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца. (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 34:20,21)

Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней,
но жить не будете в них; ... Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги
правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. (Книга пророка Амоса, 5:11,12)

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Имущество богатого - крепкий город его, беда для
бедных - скудость их. (Книга Притчей Соломоновых,10:4,15 )

Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его ...
дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных. (Книга Иова,34:19,28 )

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит
землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ...(Книга пророка Исаии,11:4)

И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно.  (Книга Премудрости Иисуса,
сына Сирахова,7:35)

И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно.( Книга Премудрости Иисуса,
сына Сирахова, 7:35)

Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем.
(Книга пророка Захарии, 7:10)

Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было.( Книга пророка Иеремии, 22:16)

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных
от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и
ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за
помощью? И где оставите богатство ваше? (Книга пророка Исаии,10:1-3)

Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, ибо Ты был
убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное
дыхание тиранов было подобно буре против стены. ( Книга пророка Исаии,25:3-4)

Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.( Книга Притчей Соломоновых, 31:9)

Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием
к бедным; вот чем может продлиться мир твой. (Книга пророка Даниила, 4:24)

А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо.
(Книга пророка Иезекииля, 22 :29)

Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть
оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник.( Левит, 27:8)

Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от
единокровного твоего не укрывайся. (Книга пророка Исаии, 58:7)

Ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему,
бедному твоему и нищему твоему на земле твоей. (Второзаконие, 15:11)

Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. По гордости своей нечестивый
преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. (Псалтирь, 9:19,23)
Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того,
кого уловить хотят. (Псалтирь, 11:6)

Все кости мои скажут: "Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от
грабителя его?" (Псалтирь, 34:10)

Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих
прямым путем (Псалтирь, 36:14)

Я же беден и нищ, но Господь печется о мне.(Псалтирь,  глава 39:18)

Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! (Псалтирь,40:2)

Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;  избавляйте бедного и
нищего; исторгайте его из руки нечестивых.( Псалтирь, 81:3-4)

Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным. (Псалтирь, 139:13)

БЕДСТВИЯ

Посланы на вас бедствия,- и кто отвратит их? Господь сильный посылает бедствия,- и кто отвратит их? ... и
многие восстенают; начнется голод,- и многие будут гибнуть; начнутся войны,- и начальствующими овладеет
страх; начнутся бедствия,- и все вострепещут ... Что мне делать тогда, когда придут бедствия? (Третья книга
Ездры, 16:5,8,18,19)

Все те бедствия, какие Господь изрек на нас, постигли нас. И Господь наблюдал над сими бедствиями, и навел
их Господь на нас, ибо Господь праведен во всем, что заповедал нам. (Книга пророка Варуха, 2:7,9)

Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда
воззовут ко Мне, не услышу их. Тогда города Иуды и жители Иерусалима пойдут и воззовут к богам, которым они
кадят; но они нисколько не помогут им во время бедствия их. (Книга пророка Иеремии, 11:11-12)

Вот, Я наведу, говорит Господь, на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу. На круг земной пришли
уже бедствия, и вы пребудете в них. (Третья книга Ездры,15:5,27)

Кто навел на вас сии бедствия, Тот и избавит вас от руки врагов ваших. ибо Тот, Который навел на вас сии
бедствия, наведет на вас вечное веселье со спасением. (Книга пророка Варуха, 4:18,29)

Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое
думаю сделать им за злые деяния их.    итак исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа
Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас; (Книга пророка Иеремии, 26:3,13)

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. (Книга Притчей Соломоновых, 24:10)

Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? - опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу
тебя? (Книга пророка Исаии,51:19)

Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия. (Книга
Притчей Соломоновых, 25:19)

Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. (Книга пророка
Исаии, 45:7)

Многие и горестные бедствия постигнут тех, которые населяют век, в последнее время, потому что они ходили в
великой гордыне. (Третья книга Ездры, 8:50)

ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все
народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. И будут знамения в
солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут
издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда
увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. (Евангелие от Луки, 21:23-27)

Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против
помощи делающих беззаконие. (Книга пророка Исаии, 31:2)

Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится (Книга пророка Наума, 1:9)

послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; (Псалтирь,
77:49)

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что
наведет на них, и не навел. (Книга пророка Ионы, 3:10)

Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь
ненаказанными? (Книга пророка Иеремии, 25:29)

если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред
лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь.( Вторая
книга Паралипоменон, 20:9)

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые
погружают людей в бедствие и пагубу; (Первое Послание к Тимофею, 6:9)

Устроив все это, они молили Господа, падая ниц, чтобы им не подвергаться более таким бедствиям; (Вторая
книга Маккавейская,  10:4)

БЕЗЗАКОННИК

Разве не знаешь ты, что от века,- с того времени, как поставлен человек на земле,- веселье беззаконных
кратковременно, и радость лицемера мгновенна? Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась
облаков,- как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он? Как сон, улетит, и не найдут его; и,
как ночное видение, исчезнет. Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его.
Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Кости его наполнены грехами
юности его, и с ним лягут они в прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, бережет и не
бросает его, а держит его в устах своих, то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его.
Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. Змеиный яд он сосет; умертвит его язык
ехидны. Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по
мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы,
которых не строил; не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего. Ничего не спаслось от
обжорства его, зато не устоит счастье его. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного
поднимется на него. Когда будет чем наполнить утробу его, Он пошлет на него ярость гнева Своего и одождит
на него болезни в плоти его. Убежит ли он от оружия железного,- пронзит его лук медный; станет вынимать
стрелу,- и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него! Все мрачное
сокрыто внутри его; будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый; зло постигнет и оставшееся в шатре его.
Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него. Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в
день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!(Книга
Иова, 20:4-19)


БЕЗУМНЫЙ

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему:
"рака ", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный ", подлежит геенне огненной.( Евангелие от Матфея, 5 :
22)

Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое. Восстань, Боже, защити дело Твое,
вспомни вседневное поношение Твое от безумного; (Псалтирь, 73:18,22)

Беседа благочестивого - всегда мудрость, а безумный изменяется, как луна. (Книга Премудрости Иисуса, сына
Сирахова,  глава 27:11)

Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? (Евангелие от Матфея, 23:17)

От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному. (Псалтирь,38:9)

Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? (Книга Екклесиаста, или
Проповедника, 7:17)

Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. (Книга Премудрости
Соломона, 1:3)

Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
(Первое Послание к Коринфянам, 4:10)

ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (Первое
Послание Петра, 2:15)

Даяние безумного не будет тебе на пользу; ибо у него вместо одного много глаз для принятия. Иной губит душу
свою по робости, и губит ее из лицеприятия к безумному. (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 20:14,22)
Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели! (Книга
пророка Иезекииля,  глава 13:3)

[Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.] (Книга
Притчей Соломоновых, 18:23)

Наставление для безумных - оковы на ногах и как цепи на правой руке. (Книга Премудрости Иисуса, сына
Сирахова, 21:22)

БОГАТСТВО

Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. (Книга Притчей Соломоновых, 13:
7,8)

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. За смирением следует страх
Господень, богатство и слава и жизнь. (Книга Притчей Соломоновых, 22:1,4)

Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И
гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. (Книга Екклесиаста, или
Проповедника, 5:12,13)

Бедного почитают за познания его, а богатого - за его богатство: уважаемый же в бедности насколько больше
будет уважаем в богатстве? (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова,10:33,34)

И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
(Евангелие от Марка, 10:23)

Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон.( Книга Премудрости Иисуса, сына
Сирахова, 31:1)

И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. (Псалтирь, 72:12)

За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум
их и всё, что веселит их. (Книга пророка Исаии, 5:14)

И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою
долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.( Книга Екклесиаста, или Проповедника, 5:18)

Богатство и сила возвышают сердце, но выше того - страх Господень (Книга Премудрости Иисуса, сына
Сирахова, 40:26)

Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые
приобретают богатство. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. (Книга
Притчей Соломоновых, 11:4,16,28)

Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к
нему сердца. (Псалтирь,  глава 61:11)

Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на
половине дней своих, и глупцом останется  (Книга пророка Иеремии, 17:11)

Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого. (Книга Премудрости Иисуса, сына
Сирахова, 13:30)

Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет
богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; (Книга Премудрости Иисуса, сына
Сирахова, 30:15,16)

Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. (Книга Притчей Соломоновых, 23:4)
Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. (Книга Притчей
Соломоновых, 13:22)

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное,
но на Бога живаго, дающего нам всё обильно. (Первое Послание к Тимофею, 6:17)

Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть (Книга Притчей Соломоновых, 14:24)

И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во
власти Твоей возвеличить и укрепить все. (Первая книга Паралипоменон, 29:12)

Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы
он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это - суета и тяжкий недуг! (Книга
Екклесиаста, или Проповедника, 6:2)

Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. (Книга Притчей Соломоновых, 19:4)
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Евангелие от
Луки, 18:24)
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас
в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы
в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? (Евангелие от Луки, 16:9-11)

Не добро богатство человеку скупому. (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова,14:3)

Устрашения и насилия опустошат богатство: так опустеет и дом высокомерного. (Книга Премудрости Иисуса,
сына Сирахова, 21:5)

Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство - от Господа. (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова,
11:14)

Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? (Книга Премудрости
Соломона, 5:8)

Во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства - о бедности и нужде. (Книга Премудрости
Иисуса, сына Сирахова, 18:25)

Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не
насыщается богатством. "Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?" И это - суета и недоброе дело!
(Книга Екклесиаста, или Проповедника, 4:8)

И обратятся богатства их в добычу и домы их - в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят
виноградники, а вина из них не будут пить. (Книга пророка Софонии, 1:13)

суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом (Книга Притчей
Соломоновых, 30:8)

Восстает сила на жезл нечестия; ничего не останется от них, и от богатства их, и от шума их, и от пышности их.
(Книга пророка Иезекииля, 7:11)

Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и
нищ, и слеп, и наг. (Откровение Иоанна Богослова, 3:17)

БОЯЗНЬ

Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. (Книга Притчей Соломоновых,  
глава 29:25)

Начало премудрости - бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила
себе вечное основание и семени их вверится. Полнота премудрости - бояться Господа; она напояет их от
плодов своих: Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие. (Книга Премудрости Иисуса,
сына Сирахова,1:15,16,20)

Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и
получишь похвалу от нее (Послание к Римлянам, 13:3)

Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того
бойтесь. (Евангелие от Луки, 12:5)

Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
(Псалтирь,  глава 26:1)

Не бойся, сын мой , что мы обнищали: у тебя много, если ты будешь бояться Господа и, удаляясь от всякого
греха, делать угодное пред Ним. (Книга Товита, 4:21)

Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям
Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, [то рука
Господа не будет против вас]; (Первая книга Царств,12:14)

БРАК

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы
видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек
имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника,
подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл
то место плотию.И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал
человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа
[своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И
благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и
владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над
всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Первая Книга Моисеева. Бытие,1:18-24,27-
28)

Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною:
груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. (Книга Притчей Соломоновых, 5:
18-19)

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал:
посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не
двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей
заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему
позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою
своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной
прелюбодействует. (От Матфея Святое Благовествование, 19:4-9)

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ:
что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус
сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину
и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два
одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В
доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на
другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого,
прелюбодействует. (От Марка Святое Благовествование,10:2-12)

И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что
Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы
скажете: "за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты
поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в
нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак
берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. Если ты ненавидишь ее, отпусти,
говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за
духом вашим и не поступайте вероломно. ( Книга пророка Малахии, 2:13-16)

И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания
Бога его на нем. Я Господь. В жену он должен брать девицу [из народа своего]: вдову, или отверженную, или
опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не
должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь [Бог], освящающий его. (Третья Книга Моисеева.
Левит, 21:12-15)

Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под
солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под
солнцем. (Книга Екклесиаста, или Проповедника, 9:9)

Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о
ней худую молву, и скажет: "я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства", то отец отроковицы и
мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец
отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее, и вот,
он взводит [на нее] порочные дела, говоря: "я не нашел у дочери твоей девства"; но вот признаки девства
дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. Тогда старейшины того города пусть возьмут
мужа и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил
худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю
жизнь свою. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть
приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное
дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя. Если найден будет
кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и
женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с
нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти:
отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так
истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с
нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею а отроковице ничего не делай; на отроковице
нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он
встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее. Если кто-нибудь
встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен
дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во
всю жизнь свою он не может развестись с нею. Никто не должен брать жены отца своего и открывать край
одежды отца своего. (Пятая Книга Моисеева. Второзаконие, 22:13-30)

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.
Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены
отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери
твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери
твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца
твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она
единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не
открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота
брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть
наготу их, они единокровные ее; это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее
соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.  (Третья Книга  Моисеева. Левит, 18:6-18)

Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит
в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего,
(Пятая Книга Моисеева. Второзаконие, 24:1)

Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное
благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен
над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте
и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это
сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет
свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А
вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- если же разведется, то должна
оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я
говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен
оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе
дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или
сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?
Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (Первое Послание к Коринфянам Святого Апостола Павла, 7:
2-16)

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
(Послание к Колоссянам Святого Апостола Павла, 3:18-19)

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и
Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите
своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною
посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-
либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.Так должны мужья любить своих жен, как свои тела:
любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет
ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек
отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по
отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится
своего мужа. (Послание к Ефесянам Святого Апостола Павла, 5:22-33)

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни
жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. (Первое Послание к
Коринфянам Святого Апостола Павла, 11:10-12)

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих
без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим
не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в
нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены,
уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его
господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья,
обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам
благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. (Первое Соборное Послание Святого Апостола
Петра, 3:1-7)

Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. (Послание к Евреям
Святого Апостола Павла, 13:4)

Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона
замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж,
она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. (Послание к Римлянам Святого
Апостола Павла, 7:2-3)


БРАНЬ

Ссора надменных - кровопролитие, и брань их несносна для слуха. (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова,
27:15)

Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. (Книга Притчей Соломоновых, 22:10)

Не приучай твоих уст к грубой невежливости, ибо при ней бывают греховные слова. Помни об отце и о матери
твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не забыться пред ними и по привычке не сделать глупости, и
не пожелать, что лучше бы ты не родился, и не проклясть дня рождения твоего. Человек, привыкающий к
бранным словам, во все дни свои не научится. (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 23:16-19)