Был ли Дарвин христианином? Он верил в Бога? Отказался ли он от
эволюционизма, когда он умер?

Примечание редактора.

У многих людей сложилось впечатление, что Чарльз Дарвин, самый известный пропагандист
эволюционизма, умер христианином и отказался от своей теории. В основном это связано со
слухами о его смерти, а также с тем, что он учился в семинарии в молодости и был похоронен
в Вестминстерском аббатстве. Эта статья раскрывает правду.

Размышления и письма Чарльза Дарвина на тему эволюции и естественного отбора побудили
его отказаться от свидетельства о Боге в природе и в конечном итоге отречься от Библии,
Бога и христианской веры.

Ранние религиозные влияния Дарвина и мысли

Дарвин не испытывал недостатка в религиозных влияниях в молодости. Молодой Чарльз,
крещенный англиканцем и погруженный в унитаризм своей матери, был воспитан для
молитвы. Он бегал милю или около того из дома в школу, о которой он писал: «Мне часто
приходилось бежать очень быстро, чтобы успеть вовремя, и из-за того, что я был бегуном на
флоте, в целом добился успеха, но когда я сомневался, я искренне молился Богу, чтобы он
помог мне, и я хорошо помню, что приписывал свой успех молитвам, а не к моему быстрому
бегу и удивлялся, как обычно они мне помогали. "
Он бросил медицинские исследования после двух лет в Эдинбурге, и его отец предложил ему
стать англиканским священнослужителем. Чарльз не был уверен, сможет ли он принять все из
«Тридцати девяти статьях англиканской церкви». Однако позже он написал: «Мне
понравилась мысль о том, чтобы быть священнослужителем в стране. Соответственно, я
внимательно прочитал Пирсона о Символе веры и несколько других книг о богословии; и,
поскольку я тогда не сомневался в строгой и буквальной истинности каждого слова в Библии,
вскоре я убедил себя, что мой выбор должнен быть полностью оправдан ».

В течение трех лет богословского обучения в колледже Христа в Кембридже он был очень
впечатлен «Свидетельствами христианства» Пейли и его естественным богословием, которое
доказывает существование Бога по замыслу. Он вспоминал, «Я мог бы выписать все
«Свидетельства » с абсолютной правильностью, но, конечно, не на ясном языке Пейли», и «я
не думаю, что едва ли восхищался какой книгой больше, чем «Естественное богословие»
Пейли. Я мог цитировать  это почти наизусть».

В письме соболезнования скорбящему другу в то время он писал о «столь чистом и святом
утешении, которое дает Библия», по сравнению с «как бесполезно проявляются сочувствие
всех друзей». Он писал, что его намерение войти в министерство никогда не было
«формально прекращено, а умерло естественной смертью», когда, покинув Кембридж, он
присоединился к HMS Beagle в качестве неоплачиваемого натуралиста. Однако религиозные
влияния в его жизни не ослабли. Его официальная должность была джентльменом-
компаньоном капитана, и в течение следующих пяти лет Дарвин слышал, как Библия читалась
и излагалась на регулярной основе. Капитан Роберт Фицрой был глубоко верующим
человеком, который верил каждому слову Библии и лично проводил богослужение каждое
воскресенье, когда посещение всех на борту было обязательным.
Позже Дарвин вспомнил свою собственную доктринальную ортодоксальность, когда в беседе с
некоторыми из офицеров, к их веселью, он процитировал Библию как «неопровержимый
авторитет в какой-то точке морали». А в Буэнос-Айресе он и другой офицер попросили
капеллана дать им причастие  Вечери Господней, прежде чем они отправятся в дебри
Огненной Земли.

Прогресс его веры

Несмотря на все вышеперечисленные религиозные влияния в его жизни, упадок веры Дарвина
начался, когда он впервые начал сомневаться в истинности первых глав Бытия. Это
нежелание принять Библию как означающее то, что она сказала, вероятно, началось и,
безусловно, находилось под сильным влиянием его материала для чтения на корабле -
недавно изданного первого тома «Принципов геологии» Чарльза Лайеля (второй том,
опубликованный после того, как «Бигль» покинул Англию, был отправлен Дарвину в
Монтевидео). Это была революционная книга для того времени. Это тонко высмеивало веру в
недавнее создание в пользу старой Земли, и отрицало, что Потоп Ноя был всемирным; это,
конечно, также было отрицание божественного суждения.
Основываясь на изречении Джеймса Хаттона о том, что все природные процессы
продолжались в том виде, в каком они были с самого начала (2 Петра 3: 4), или
«униформизма», книга Лайелла представила Дарвину временные рамки обширных
геологических эпох, необходимых для создания его теории естественного отбора. как механизм
эволюции «работа». Один из биографов Дарвина называет чтение этой книги Чарльзом
«отправной точкой из православия».
А когда Лайелл умер в 1875 году, Дарвин сказал: «Я никогда не забуду, что почти все, что я
сделал в науке, я обязан изучению его великих работ».
Неизбежно, чем больше Дарвин убедил себя в том, что виды возникли случайно и развивались
в результате длительного курса постепенного изменения, тем меньше он мог принять не
только описание творения в Бытии, но и весь Ветхий Завет как вдохновленное Богом Слово. В
своей автобиографии Дарвин писал: «Я постепенно пришел к этому времени (то есть 1836-
1839), чтобы увидеть, что Ветхому Завету нельзя доверять больше, чем священным книгам
индусов или верованиям любого варвара ».
Когда Дарвин пришел, чтобы написать записи своих научных исследований, он столкнулся с
выбором. Он мог истолковать то, что видел, либо как свидетельство сверхъестественного
творения в Бытии, либо как свидетельство натурализма, согласующегося с теорией Лайелла о
длинных веках. В этом случае он выбрал последнее - что все в природе произошло благодаря
случайной, неуправляемой бесцельности, а не в результате божественно управляемого,
осмысленного намерения, и через несколько лет в 1859 году его Происхождение видов стало
результатом.
По дороге, в 1844 году, он написал своему другу Джозефу Хукеру: «Я почти убежден…, что
виды не являются (это как признание в убийстве) неизменными». По этому поводу Ян Тейлор
пишет: «Многие комментаторы указывали что «убийство», о котором он говорил, на самом
деле было убийством Бога ».
Оставив Ветхий Завет, Дарвин отрекся от Евангелий. Эта потеря веры была основана на
нескольких факторах, включая его отрицание чудес: «чем больше мы знаем о неизменных
законах природы, тем невероятнее становятся чудеса». Он отверг авторитет авторов
Евангелия: «люди того времени были невежественны и доверчивы до такой степени, что для
нас почти непостижимы». Его неприятие евангельской хронологии: «нельзя утверждать, что
Евангелия были написаны одновременно с событиями». И его неприятие событий Евангелия:
«они отличаются во многих важных деталях, слишком важных, как мне казалось, чтобы
признать их обычными неточностями свидетелей». Подводя итог вышесказанному, он писал:
«Благодаря таким размышлениям, как эти ... я постепенно пришел к тому, что не поверил в
христианство как божественное откровение».
В другом случае он написал: «Я никогда не отказывался от христианства, пока мне не
исполнилось сорок лет». В 1849 году ему исполнилось 40 лет. Комментируя это, биограф
Дарвина Джеймс Мур говорит: «… так же, как его духовная карьера умирала медленно
«естественной смертью», его вера постепенно угасала ».
Одним из непосредственных следствий того, что Дарвин отверг Библию, была утрата им
всякого утешения. Безнадежная печаль его более поздних писем погибшим резко
контрастирует с приведенным выше письмом с соболезнованиями. В 1851 году его любимая
дочь Энни, 10 лет, умерла от того, что лечащий врач назвал «Желчной лихорадкой с тифозным
характером». Чарльз был опустошен и написал: «Наше единственное утешение в том, что она
прошла короткую, хотя и радостную жизнь». Два года спустя, для друга, который потерял
ребенка, Дарвин обращался только к «времени», которое «смягчает и ослабляет… чувства и
сожаления»

Ролевые модели его предков

Стоит отметить один важный фактор, который способствовал отступничеству Чарльза -
образец для подражания его отца Роберта и его деда Эразма. Оба были «вольнодумцами»,
поэтому неверие было приемлемой чертой в семье Дарвина - воспринималось не как
«моральный кризис или восстание», а, возможно, даже как «сыновней долг». Действительно, в
1838 году, когда Чарльз обручился с Эммой Веджвуд, очень набожной унитаристкой, Роберт
почувствовал необходимость посоветовать своему сыну скрывать свои религиозные сомнения
от своей жены - другие семьи не обсуждали такие вещи.
Чарльз размышлял, что он окружен неверующими людьми и погрузился в литературу,
отвергающую концепцию божественного суда в истории Земли.
«Я не могу понять, как кто-то должен желать, чтобы христианство было правдой; ибо если так,
то простой текст в тексте, кажется, показывает, что люди, которые не верят, включая моего
отца, брата и почти всех моих лучших друзей, будут наказаны вечно. И это проклятая
доктрина».

Спуск Дарвина во тьму

Сход во тьму не остановился на этом. В 1876 году в своей Автобиографии Дарвин написал:
«Раньше меня вели ... к твердому убеждению в существовании Бога и бессмертии души. В
своем дневнике я писал, что, стоя посреди величия бразильского леса, «невозможно дать
адекватное представление о более высоких чувствах удивления, восхищения и преданности,
которые наполняют и возвышают ум». Я хорошо помню свое убеждение, что в человеке есть
нечто большее, чем простое дыхание его тела. Но теперь самые грандиозные сцены не
вызывают у меня таких убеждений и чувств ».
В 1880 году в ответ корреспонденту Чарльз написал: «Мне жаль сообщать вам, что я не верю в
Библию как в божественное откровение, и поэтому не в Иисуса Христа как Сына Божьего».
В последний год своей жизни, когда герцог Аргайл предложил ему, что определенные цели,
видимые в природе, «были следствием и выражением ума». Чарльз очень пристально
посмотрел на него и сказал: «Ну, это часто приходит ко мне с подавляющей силой, но в другое
время, - и он неопределенно покачал головой, добавив, - это, кажется, уходит». И примерно в
то же время он написал своему старому другу Джозефу Хукеру: «Я с нетерпением жду
кладбища Дауна как самого сладкого места на Земле».

Дарвин отрекся от эволюционизма на смертном одре?

Чарльз Дарвин был признанным агностиком в последующие годы. Он ушел из жизни в Даун
Хаусе: «после нескольких часов тошноты, сильной рвоты и блювотины».
Чарльз Дарвин скончался 19 апреля 1882 года в возрасте 73 лет. Для некоторых было
прискорбно, что он покинул мир неверующим. В последующие годы всплыло несколько
историй о том, что Дарвин подвергся обращению на смертном одре и отказался от эволюции.
Эти истории стали включаться в проповеди еще в мае 1882 года.
Тем не менее, наиболее известным является приписывание леди Хоуп, которая утверждала,
что осенью 1881 года она посетила прикованного к постели Чарльза в Даун-Хаусе. Она
утверждала, что когда она приехала, он читал Книгу Евреям, что он огорчился, когда она
упомянул повествование о сотворении в книге Бытия и попросил ее прийти на следующий
день снова, чтобы поговорить на тему Иисуса Христа с собравшимися слугами, арендаторами
и соседями в садовой беседке, в которой, по его словам, находилось около 30 человек. Эта
история впервые появилась в печати в виде статьи из 521 слова в американском баптистском
журнале Watchman Examiner и с тех пор была переиздана во многих книгах, журналах и
трактатах.
Главная проблема всех этих историй состоит в том, что все они были отрицаемы членами
семьи Дарвина. Фрэнсис Дарвин написал Томасу Хаксли 8 февраля 1887 года, что сообщение
о том, что Чарльз отказался от эволюции на смертном одре, было «ложным и безо всякого
основания», а в 1917 году Фрэнсис подтвердил, что у него «нет никаких оснований полагать,
что он [его отец] когда-либо изменил свою агностическую точку зрения ». Дочь Чарльза
(Генриетта Литчфилд) написала на странице 12 лондонского евангельского еженедельника
«Христианин» от 23 февраля 1922 года:
«Я присутствовала на его смертном одре. Леди Хоуп не присутствовала ни во время его
последней болезни, ни при какой-либо болезни. Я полагаю, что он даже не видел ее, но в
любом случае она не имела никакого влияния на него, ни на его мысли или убеждения. Он не
отрекся от своих научных взглядов ни тогда, ни раньше ... Вся история не имеет под собой
никаких оснований ".

Биограф Дарвина, доктор Джеймс Мур, лектор по истории науки и техники в Открытом
университете в Великобритании, провел 20 лет, исследуя данные на трех континентах. Он
выпустил книгу на 218 страниц, в которой исследуется то, что он называет «легендой
Дарвина». Он говорит, что была Леди Хоуп. Элизабет Рейд Коттон родилась в 1842 году, она
вышла замуж за вдовца, адмирала сэра Джеймса Хоупа в 1877 году. Она занималась
евангелизацией палаток, посещала пожилых и больных в Кенте в 1880-х годах и умерла от
рака в Сиднее, Австралия, в 1922 году. где ее могила может быть замечена по сей день.
Мур приходит к выводу, что леди Хоуп, вероятно, посещала Чарльза в среду, 28 сентября, и в
воскресенье, 2 октября 1881 года, почти наверняка, когда отсутствовали Френсис и Генриетта,
но, вероятно, присутствовала его жена Эмма. Он описывает Леди Хоуп как «опытного
raconteur, способного вызывать острые сцены и разговоры, и вышивать их сентиментальной
духовностью». Он указывает, что ее опубликованная история содержала некоторые
достоверные сведения о времени и месте, но также и фактические неточности - Чарльз не был
прикован к постели за шесть месяцев до своей смерти, а летний дом был слишком маленьким,
чтобы вместить 30 человек. Однако самый важный аспект этой истории заключается в том, что
в ней не говорится, что Чарльз либо отказался от эволюции, либо принял христианство.
Говорят, что он просто выразил озабоченность судьбой своих юношеских спекуляций и
высказался в пользу нескольких человек, посещающих религиозные собрания.
Предполагаемое отречение / обращение - это приукрашивание, которое другие либо
прочитали в истории, либо придумали сами. Мур называет такие вещи «святой выдумкой!»
Следует отметить, что на протяжении большей части своей супружеской жизни Эмма
испытывала глубокую боль из-за нерелигиозного характера взглядов Чарльза и была бы сильно
мотивирована подтверждением любой истории подлинного обращения, если бы это
произошло. Она никогда не делала.
Поэтому кажется, что Дарвин не отрекся, и очень жаль, что по сей день история с Леди Хоуп
иногда появляется в трактатах, опубликованных и выданных доброжелательными людьми.

Заключение

Чарльз Дарвин был трагически ошибочным человеком, который перешел от детского доверия к
Тому, Кто помог ему вовремя бежать в школу, в пропасть безнадежности и агностицизма. В то
время как духовное путешествие христианина - это путешествие из тьмы в удивительный свет
Христа, путешествие Чарльза Дарвина было скользким скольжением света Евангелия (хотя и
не спасающим духовное зрение) в чистую «тьму тьмы навсегда».
Неверие Дарвина, как и многих других людей сегодня, коренится в разуме, который сначала
отверг откровение Бога в Библии, а затем не желал принять откровение Бога, которое Сам Бог
дал в природе. Эта религия откровения, из Библии, Господа Иисуса Христа, будет держать нас
настроенными на истину, надежду и жизнь в Боге, и вдали от эволюционизма, гуманизма и
атеизма, только если мы позволим ей использовать свою силу в нашем сердца. Трагедия
Чарльза Дарвина заключается в том, что он этого никогда не делал.
Узнайте, почему «недостающие звенья» эволюционистов все еще отсутствуют! Научное
знание ДНК и генетики показывает, что живые существа не могут эволюционировать вверх
путем мутаций, естественного отбора или любых других естественных средств. Эволюция
жизни невозможна. Частично снято в собственном доме Чарльза Дарвина. [Подробнее]