архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский
                                               ОСУЖДЕНИЕ ИЛИ ОБЛИЧЕНИЕ


Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об
осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам
будут мерить» (Мф. 7:1–2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя
брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще
одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не
послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»
(Мф. 18:15–17).
А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий
не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют
обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В
первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово,
сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить
свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением
человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности
осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки,
распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.
Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью
обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.
Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк
Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел
к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого
ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что
за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам
царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство – красивую жену. Так мудрый
пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал
и плод – искреннее раскаяние.
Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто
они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда
обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной
забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви
никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели
обличаемого человека.
Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо
обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не
унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В
противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с
обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна
ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.
Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения.
Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов – имея в виду себя, апостолов и благочестивых
христиан. Обладать разумом Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его
опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их
жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.
Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно
анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и
действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда
выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно
испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с
себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы
тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким
должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.
Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько
тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем
знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного
через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас
знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из
глаза брата нашего, – но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не
исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем
распространяется на семью, общество и на весь народ.
Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть
и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.
Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности
углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным
подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня
своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня,
заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий,
поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем
искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа
жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то,
что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся
управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше
обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого
невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья,
там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут
твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную
основу.
Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом
ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития.
Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении
материального богатства и земной славы.
В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности
не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и
стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум
Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу,
тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в
самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от
всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя
любовь к ближнему.
Перевел с грузинского Мераб Джикия