Паренко Иван

Вникай в себя и в учение



Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно:

ибо, так поступая, и себя спасёшь, и слушающих тебя.
(1 Послание к Тимофею 4:16)

При отливе в океане открывается всё то, что не было видно раньше: грязь, камни, водоросли. При
духовном отливе бывает нечто подобное. Это как бы тёмная сторона нашей христианской жизни.
Наш внутренний человек становится таким мелким, что к сожалению неизбежно проявляются
наши плотские качества: зависть, гордость, раздражение и уныние. В подобные моменты
опустошения, мы ничего не можем дать людям доброго. Мы сами сидим на мели.Наша жизнь
похожа на океан. Нет, сходство не в величии, а в постоянных отливах и приливах происходящих в
духовной сфере нашего естества.
При приливе же происходит обратное. Прилив в океане, или половодье в реке, это то состояние,
где воды так много, что она не способна стоять на месте, но выходит из берегов. Она покрывает
камни и грязь. Ею заполняются большие пространства. Точно так же действует и духовный прилив
в жизни христианина. В такие моменты мы способны не только себя напоить живительной влагой
Божьего Слова, но и других. У нас её слишком много, чтобы удержать при себе. Мы молимся за
людей. Мы делимся своими благославениями с ними. Мы свидетельствуем им о Боге. Мы
стремимся иметь общение со святыми и т.д. Всё это признаки нормальной духовной жизни –
прилива.
В указанном выше тексте, Бог призывает верующих людей к подобной духовной высоте. Это Его
цель для нас. Цель, спасти не только себя, но и других, нами выполнится только тогда, когда мы
искренно решимся на исполнение трёх следующих шагов:
- Вникать в себя
- Вникать в учение
- Заниматься сим постоянно
Наверное, самое трудное из того, что нужно делать человеку, пока он ещё во плоти – это вникать
в себя. А что собственно значит – вникать в себя? Можно ответить по разному, но думаю, что
вникать в себя – это во-первых быть честным к самому себе. Не лукавить с самим собой. Не
играть в игру. Это значит проверять, испытывать, задавать вопросы. Вникать в себя – это значит
вникать в сущность своего естества. Это значит оставаться наедине с собой и откровенно, перед
Богом заглянуть в своё сердце, проверив свои ценности и приоритеты. Кстати, хорошей помощью
в этом является ведение дневника. Это так же значит посмотреть на себя с заниженной меркой,
признав свои слабости, недостатки и согрешения. И наконец, вникать в себя – это вникать в себя,
а не в соседа. Мы постоянно подвергаемся искушению заглянуть в чужой огород и бросить туда
камень. Нам бывает очень интересно заглянуть в чужую жизнь. Ведь мы от этого ничего не
теряем. Даже наоборот, наше «Я» возрастает в сравнении с кем то другим. Вот почему нам
хочется вникать в других, а не в себя. Но я убеждён, что у нас было бы намного меньше проблем с
другими, если мы вникали больше в свою жизнь, чем в чужую (Мтф.7, 1-5).
Но мы боимся вникнуть в себя, потому что сделав это, мы надолго там застрянем. Мы понимаем,
что безусловно найдём в себе то, что нравится нам, но не нравится Богу. Мы боимся, что если
будем до конца откровенными, то чем то придётся пожертвовать. Да и к тому же, на это нужно
время. Вникнуть в себя – это процесс. Ни один материал, будь-то дерево или пластик не сгнивает
за один день. Избавление от своего «Я», плотских привычек, грубого характера берёт время. Это
тяжёлый труд!
Испорченная натура человека – это самый сложный материал для обработки. Но из него никогда
не выйдет чего то добого, если я не займусь им со всей серьёзностью. Настанет день, когда Бог
спросит каждого из нас о том, вникали ли мы в себя, и какие делали шаги для исправления.
Второй шаг к полноценной христианской жизни, звучит так: «вникай в учение». Сразу же хочется
заметить, что под словом «учение», апостол Павел имел ввиду ни какие-нибудь философские
труды греков, но говорил о книгах Священного Писания. Библия, как откровение самого Бога,
является инструкцией для жизни каждого. И будет совершенно бессмысленно останавливаться на
первом и не радеть о втором, то есть вникать в себя, но не вникать в Слово Божье. Более того,
это даже опасно! Это может привести к состоянию людей, которые занимаются гипнозом.
Чрезмерная концентрация на своих мыслях, разуме и сознании уводит их от реальности жизни.
Да, может быть они хорошие люди, но к сожалению далёкие от истины. Только Библия способна
поставить всё на свои места. Только в свете Писания человек может увидеть правду своего
бытия: как он живёт сейчас, и где будет проводить вечность.
Павел хочет, чтобы в нашей жизни был баланс. Как часто я вникаю в себя, так же часто я должен
вникать и в учение. И наоборот, если я уже не помню когда в последний раз оставался наедине с
собой, то какой может быть разговор о пребывании во мне Святого Слова. Без знания Писания мы
очень лёгкая добыча для дьявола. Оказаться без оружия на поле битвы, это заведомо
приговорить себя к смерти.
Великий муж Божий Давид, в 138 Псалме говорит: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё;
испытай меня и узнай помышления мои». Давид вникал в учение посредством того, что позволял
Богу испытывать себя. Муж по сердцу Божьему понимал, что личная мерка своей праведности
полна погрешностей и неровностей. Абсолютом является Слово Бога. Чуть позже его сын
Соломон ни раз говорит в книге Притчей о путях, которые подчас только кажутся прямыми, в
глазах же Бога ведущие в погибель. И конечно же, говоря о Писании главным является не только
Его чтение, а применение Его в жизни. «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» - сказал
Христос ( Иоанна 13,17)
Тот, кто желает получить спасение и быть его хорошим проводником для других, должен всегда
вникать в учение. Библия должна быть основанием для жизни и пищей для души.
Последнее, к чему призывает Павел, заключается в постоянстве. «Занимайся сим постоянно»-
говорит апостол. А чем именно? Проверкой себя и чтением Слова. Для того, чтобы принести
достойный плод христианской жизни нужно посвящение. Сильную духовную жизнь христианина
определяет наличие в ней самоконтроля и режима. Это подобно войне, в которой побеждает
упорство и дисциплина. Наш Бог есть Бог порядка, учит Писание, и этот порядок должен быть
присущ Его детям.
Читая примеры Библейских мужей приходиться просто удивляться как у них это получалось? В 11
главе 2 послания к Коринфянам нам красочно описан график жизни великого апостола. Павел, как
никто другой был захвачен идеей служения людям. Цель всей его христианской жизни можно
выразить двумя словами – спасение грешников. Да, это была его цель, которая нелегко ему
давалась. Но мысль о том, что его служение прославляет Христа, держало апостола в жёстких
рамках самодисциплины. Павел - это образец посвящения и постоянства в служении Богу. И
конечно, то к чему он призывал молодого брата Тимофея, выполнялось им самим. Павел вникал в
себя, в учение, и занимался сим постоянно. Может быть в его жизни и были духовные отливы, но
приливов было гораздо больше.
Возвращаясь к Давиду, мы видим, что он и здесь служит примером для подражания. Быть царём –
дело нелёгкое. Суеты хватало. Но он как ни кто другой был постоянен в своём служении Богу.
Думаю, он искал Бога от ранней зари ни раз в месяц, а намного чаще. Так часто, что был назван
мужем по сердцу Божьему (Деян. 13, 22). Его душа не питалась сухим пайком дешёвых журналов и
газет, но живительной влагой Божьего Закона. Причём постоянно.
Заканчивая эти размышления мы с увереностью можем сказать, что Бог, подарив нам Своё
спасение, совсем не хочет видеть Своих детей в виде пересохших источников. Водоём без воды –
жалкая картина. Цель спасения в обратном. Она очень проста - жить для славы Божьей! Жить
так, чтобы во-первых, самому оказаться достойным Небесных Обителей, и во-вторых, живым
потоком Святого Духа привести туда кого-то ещё.
Кто верует в Меня, у того, как сказанно в Писании,
из чрева потекут реки воды живой.
Иоанна 7, 38

Паренко Иван