Увлечение фотографией у меня появилось давно. С течением времени, когда цифровая печать
вытеснила простое фото, тем более черно-белое, интерес к старому фото у меня возрос. Всегда
зайдя в антикварную лавку, интересуюсь наличием старой фотографии. Найдя интересное фото,
начинается самое интересное – докопаться до его истории. Я называю этот процесс фото-
археологией. Официально такого выражения, наверное, еще нет, но именно так я называю мои
исследования. Года два назад я нашел вот эти две фотографии. На одной уличный священник конца
19, начала 20 веков, на другой китаянка. Именно с нее и начинается наша история.

На обратной стороне фото я обнаружил надпись на английском, которая гласила: «Тси-тог-Тсо одна
из наших тибетских христианок в возрасте 75 лет. Она всегда веселая и ее руки постоянно сложены в
молитве. 1934г.» Кроме надписи штамп гласил о владельце фотографии:  В. Плимир, адрес в Китае.
Тогда я еще ничего не знал об этом человеке и никогда не слышал его имя. Так, найденное фото
привело меня к открытию еще одной страницы христианского миссионерства. Я не  знаю связана ли
найденная вместе фотография уличного проповедника с историей Виктора Плимира, но именно так
выглядел тот, которого молодой человек слушал и перерождался духовно.

Уличный проповедник проповедовал добросовестно, иногда повышая голос, если из толпы
раздавались издевательства. В один из дней конца 19 века на улицах Филадельфии он не мог
знать, что производил Дух Божий в сердце молодого подростка в толпе. Не знал этого и 15-летний
Виктор Плимир. Вникая в слова проповедника, молодой человек и не мечтал, что однажды Слово
Евангелия, через него услышат в Китае и Тибете, и что голос его сына, спустя многие годы,
продолжит нести благую весть многим миллионам китайских слушателей.

Виктор Плимир родился в 1881 году в Пенсильвании в холодный январский день, как будто предвидя
его будущую жизнь в заснеженных горах северо-западного Китая и Тибета. В последующие годы,
когда эта насыщенная уличная встреча, где он нашел Христа, напомнит Виктору все больше
ощутить Божье призвание в его жизни как христианского служителя и, в конечном счете, к
миссионерскому служению. Он начал свое проповедническое служение в миссиях по городах с
Обществом Героев Евангелия. Но бремя для Тибета было неоспоримым, поэтому он обратился с
просьбой доверить ему миссионерское служение к Христианскому Миссионерскому Альянсу.
Пришло время и его попросили поехать в Тибет. Он согласился, и 4 февраля 1908 года он отплыл
из Сиэтла, направляясь в северо-западный Китай. Поездка заняла почти четыре месяца. Чтобы
добраться до места назначения, он должен был сначала отправиться на корабле из Сиэтла в
Шанхай, а затем на речном пароходе в Ханькоу, а затем на три месяца до реки Хан, со скоростью
всего пять миль в день. За последние 300 миль до Тайчжоу он добирался на лошадях.

В те дни миссионерский термин длился семь лет. Тяжелая поездка за границу сделала более
короткие сроки непрактичными. Но только через пять лет в свой первый срок Виктору было
предложено сопровождать больного миссионера обратно в Соединенные Штаты. Поездка
оказалась провиденциальной, потому что в Штатах он встретил миссионерку CMA Грейс Харклесс.
Виктор Плимир вернулся в Китай в 1914 году. Он и Грейс поддерживали переписку в течение пяти
лет и поженились на Новый год, в 1919 году, в Мин Чжоу, Китай. Вскоре после их свадьбы, Плимиры
вернулись в Штаты для отпуска и начали посещать службы пятидесятников. Вскоре Виктор был
рукоположен в церкви Ассамблей Бога. Пара пасторировала церковь Ассамблей Бога в Ланкастере,
штат Пенсильвания, в течение двух лет, прежде чем вернуться в Китай со своим новорожденным
сыном, Джоном Дэвидом, в 1922 году.

Семья переехала в Хуанюань, город в северо-восточном Тибете. В Хуанюань заканчивался основной
торговый путь из Индии через Тибет. По этому пути шло все, что двигалось между Индией и Северо-
Западным Китаем. Огромные караваны яков, иногда состоящие из 1000 животных, регулярно
пробирались по горной местности, как это было в течение сотен лет. Хотя город имел репутацию
регионального торгового центра, Виктор вскоре обнаружил, что бумажная валюта бесполезна при
путешествии среди тибетцев. Вместо этого он нес зеркала, расчески, иглы, нитку и красивую ткань,
когда он путешествовал в служении. Он мог обменять гребень на ведро як-молока; зеркало менялось
на пару сыров. Два ярда ткани давали целую овцу, которая использовалась для пищи в дороге.
Виктор также нес большое количество всех четырех Евангелий, а также перевод Бытия, чтобы
научить людей о происхождении человека. Для племенных вождей или монахов в тибетских
монастырях (называемых ламазирами) он взял тибетский Новый Завет.  Полный тибетский перевод
Библии не будет доступен в течение десятилетий.

Когда Виктор путешествовал по Тибету на евангелизационных экспедициях, он получил свободный
доступ к ламагерам и распространял евангелическую литературу среди монахов. Когда он
предложил Новый Завет главе монастыря, ламазир поблагодарил Виктора любезно, обернул книгу в
шарф и поместил ее на полку с обещанием прочитать ее когда-нибудь.

В течение пяти лет Виктор и Грейс наслаждались плодотворным служением в Хуанюане и начали
строить небольшую миссию. В 1924 году, после 16 лет миссионерского труда на северо-западе
Китая, Виктор крестил своего первого новообращенного. Медленно собралось небольшое собрание
верующих. В течение следующих двух лет Виктор почувствовал, что Бог побудил его принять
Евангелие в самые отдаленные общины Тибета.
Из-за политической нестабильности в то время он планировал отправить Грейс и Джона обратно в
Штаты, пока он путешествовал на юг через Тибет и пересекал Гималайские горы в Индию. Но до
того, как его план свершился, произошла трагедия. Оспа была серьезной угрозой для здоровья в
1920-х годах. Когда эпидемия охватила регион, первый маленький Джон заболел, а затем Грейс. Джон
умер 20 января 1927 года; Грейс умерла через неделю.
Поскольку Плимиры были иностранцами, местные суеверия помешали им быть похороненными на
публичном кладбище. Виктор купил небольшой участок земли на склоне холма за городом, построил
два деревянных гроба и похоронил свою жену и сына в замерзшей земле. Расставшись с теми, кого
он любил больше всего, Виктор оказался снова один.

Прискорив свои планы на миссионерское путешествие, через четыре месяца Виктор отправился в
Лхасу, Тибет. Его 11-месячное путешествие охватит более 2000 миль, почти полностью пройденное
верхом. Его первоначальный план состоял в том, чтобы отправиться из Хуаньюань прямо в Лхасу,
затем на юго-запад через Непал в Индию. Но когда он достиг точки 80 миль к северу от Лхасы, ему
сказали, что он не может ехать на юг. Он решил повернуться на запад. К тому времени наступила
горькая зима, и он был плохо подготовлен к последней половине пути. Тем не менее он
благовествовал на гораздо большей територии, чем предполагал его первоначальный план. С 74 000
тибетских трактатов, тщательно упакованных на задворках яков, он выполнил то, что было почти
наверняка самым широким распространением литературы Евангелия в этом районе за всю историю.

Во время путешествия Виктор был полностью отрезан от общения с Западом, и его семья и
сторонники считали его мертвым. Когда он отправился обратно в Китай из Индии в 1928 году, он
встретил человека с копией Пятидесятнического Евангелия, который уведомил о его смерти. «Вы
говорите, что только что приехали из Тибета?» - спросил мужчина. «Знаете ли вы что-нибудь об
этом, В.Г. Плимир, который там погиб? «Это я», ответил Виктор. На протяжении многих лет он
шутил, что он был одним из немногих людей, у которых была возможность прочитать свой
собственный некролог. Его поход через Тибет был завершен, Виктор отправился в Пекин, где
возобновил дружбу с миссионером Рут Вейдман. Рут и ее сестра, Элизабет, находились в городе,
изучая китайский язык. 8 августа 1928 года Виктор и Рут вышли поженились.
В следующем месяце Плимиры и Елизавета прибыли в Хуаньюань. Виктор был очень рад найти, что
церковь, которую он основал, процветала. Когда он ушел, верующие встречались каждый вечер,
чтобы читать Библию и молиться, прежде чем отправиться домой в темноте.

В 1930 году Виктор перенес сердечный приступ, и он и Руфь вернулись в Штаты для лечения и
оздоровления. Их сын, Дэвид, родился в 1931 году в Лос-Анджелесе. В следующем году семья
вернулась в Тибет вместе с сестрой Руфи Элизабет и ее женихом Джорджем Р. Вудом. Джордж и
Элизабет Вуд служили миссионерами в Китае с 1932 по 1938 год и повторно с 1947 по 1949 год. Дочь
Виктора и Рут, Мэри Энн, родилась в 1937 году. Виктор продолжал оказывать помощь церкви в
Хуанюань, регулярно проводя евангельские проповеднические экспедиции в Тибет. В 1943 году Рут
перенес сердечный приступ, она и дети вернулись в Штаты для ее оздоровления. Виктор остался в
Китае. Семья была воссоединена в январе 1945 года. После двухлетнего отпуска они снова
вернулись в свой дом в Хуаньюань. Но их время на этот раз в Китае было коротким. В 1949 году
начались репресии на христиан. Вскоре после этого имущество миссии было конфисковано, а
церковь закрыта. Один из лидеров, Пастор Чин, умер в лагере; Другой провел 24 года в тюрьме.
Плимиры оставили Китай.

Ожидания Виктора и Рут о возвращении в Китай и Тибет никогда никогда больше не свершились. Они
прожили свои последние годы в Спрингфилде, штат Миссури, где Виктор проводил служение
выступая на миссионерских конференциях. Он умер 8 декабря 1956 года. Хотя он не смог
возобновить свою работу в Китае, служение Плимиров перед китайским народом не закончилось. Его
продолжил их сын Давид Плимир.

Выглянув из окна поезда на бесплодном тибетском ландшафте, трудно представить, с чем
столкнулся Виктор Плимир, путешествуя по этим же горам на лошади. Конечно, поездка в нынешние
дни на поезде не то же самое, что миссионерская жизнь Виктора в холодном лагере между снегов и
льдов. Служение таких миссионеров поражает – это пример для подражания.