ПОСЛАНИЕ РИМЛЯНАМ


A. ВО ЧТО ВЕРИТЬ (1:1-11:36)

В начале своего послания Павел раскрывает греховное состояние всего мира, объясняя в то же время, как
человек через веру во Христа может получить прощение. Павел показывает также, что переживает
человек, живя согласно своей новой  вере. В этой части мы узнаем о том, что вера является главным
моментом в становлении христианина и в христианской жизни. Без веры у нас нет и надежды.

1. Греховное состояние всего человечества

1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный быть апостолом и избранный для проповеди Божьей Радостной
вести, 2которая была заранее обещана Богом через Его пророков в святых Писаниях, 3о Его Сыне,
который по своему человеческому происхождению был потомком Давида, 4и через воскресение из
мертвых, в силе, по духу святости был поставлен Сыном Божьим, о нашем Господе Иисусе Христе, 5через
которого мы получили благодать и апостольство, чтобы ради Его имени привести к покорности вере
людей из всех языческих народов, 6среди которых находитесь и вы, призванные Иисуса Христа.
7Я обращаюсь ко всем любимым Богом, призванным быть Его святыми, которые живут в Риме.
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и от Господа Иисуса Христа!

Павел и церковь в Риме

8Прежде всего я через Иисуса Христа благодарю Бога моего за всех вас, потому что о вашей вере
известно всему миру. 9Пусть Бог, которому я служу своим духом, проповедуя Радостную весть о Его Сыне,
будет мне свидетелем в том, что я всегда вспоминаю о вас. 10Я молюсь, чтобы по Божьей воле я смог бы,
наконец, посетить вас. 11Я давно уже хочу увидеть вас и поделиться с вами дарами Духа, чтобы вы были
укреплены 12или, скорее, чтобы мы могли взаимно ободрить друг друга своей верой, вашей и моей. 13Я
хочу, чтобы вы знали, что я уже много раз собирался прийти к вам, но до сих пор мне постоянно что-то
препятствовало. Я хотел увидеть плод своей проповеди среди вас, как это бывало среди других
язычников. 14Я должник и перед греками, и перед варварами, перед мудрыми и перед глупыми.
15Поэтому я так жажду проповедовать Радостную весть и вам, живущим в Риме.
16Я не стыжусь Евангелия, ведь оно . сила Божья для спасения каждому, кто верит, . прежде всего иудею,
потом и язычнику. 17В Евангелии открыта праведность Божья от веры в веру, как и написано: «Праведный
верой жив будет».

Божий гнев

18С небес открывается гнев Божий на всякое нечестие и несправедливость людей, которые злом
попирают истину. 19То, что можно знать о Боге, известно им, потому что Бог явил им это.20От создания
мира невидимые качества Бога, Его вечная сила и божественная природа видны и могут быть поняты в
том, что Он сотворил, и неверующим нет извинения, 21потому что хотя они узнали Бога, они не
прославили Его как Бога и не были благодарны Ему; в своих размышлениях они зашли в тупик, и их
неразумные сердца погрузились во мрак. 22Притязая на мудрость, они стали глупыми 23и заменили
славу нетленного Бога на образы, похожие на тленных людей, птиц, четвероногих животных и
пресмыкающихся.
24Поэтому Бог отдал их на произвол их же собственных низменных желаний и они сами оскверняли свои
тела нечистотой. 25Эти люди заменили Божью истину на ложь и поклонялись и служили созданию, а не
Создателю, который достоин вечной славы, аминь.
26Итак, Бог оставил их на волю их постыдных страстей, и в результате женщины вместо естественных
отношений стали делать то, что противно их природе; 27мужчины тоже вместо естественных отношений с
женщинами стали разжигаться страстью друг к другу; мужчины с мужчинами делают постыдные вещи и
сами в себе получают наказание за свое извращение. 28A поскольку познание о Боге они посчитали чем-
то ненужным, то Бог оставил их на произвол их испорченных умов, допустив им делать то, чего делать не
должно. 29Они полны всякой неправедности, зла, жадности, порочности; полны зависти, убийства,
раздоров, обмана, коварства, сплетен. 30Они клеветники, богоненавистники, наглые, надменные,
хвастливые, изобретательные на зло, непокорные родителям; 31нет в них ни рассудка, ни веры, ни любви,
ни милости. 32Божье отношение им известно: все, кто живет такой жизнью, достойны смерти, но они не
только сами продолжают грешить, но и одобряют других, поступающих так же.

Праведный суд Божий

2 Поэтому нет тебе извинения, человек, судящий другого, кто бы ты ни был! Осуждая других, ты тем
самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же. 2Мы знаем, что на тех, кто этим
занимается, есть Божий суд, и суд этот согласен с истиной. 3Так неужели же ты, осуждая других в том,
чем занимаешься и сам, надеешься при этом избежать Божьего суда? 4Или ты пренебрегаешь великой
Божьей добротой, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя
к покаянию? 5Из-за твоего упрямства и нераскаявшегося сердца ты сам накапливаешь гнев, который
обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда откроется Его праведный суд. 6Бог воздаст каждому по Его
делам. 7Тем, кто постоянством в добром деле ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь.
8Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость. 9Каждого, делающего
зло, ожидают горе и отчаяние, как иудея, так и язычника. 10A каждого, делающего добро, ждут слава,
честь и мир, как иудея, так и язычника, 11потому что Бог не отдает предпочтения ни тому, ни другому.

Закон и праведность

12Кто грешит, не имея закона, тот вне закона и погибнет, а кто грешит, зная закон, тот по закону и будет
судим. 13Бог признает праведными не тех, кто слушает закон, а тех, кто его исполняет. 14У язычников нет
закона, но если они интуитивно делают, чего требует закон, то они исполняют его, несмотря на то, что у
них нет закона. 15Они показывают тем самым, что требования закона записаны у них в сердце, и об этом
свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие, то обвиняющие друг друга. 16Это оправдание
праведных произойдет в тот день, когда Бог через Иисуса Христа будет судить все тайные дела и мысли
людей; в этом суть Евангелия, которое я проповедую.

Исполнение закона

17Возможно, ты называешь себя иудеем, полагаешься на закон и хвалишься Богом; 18ты знаешь Его
волю и можешь определить согласно закону, что хорошо и что нет. 19Ты считаешь, что ты поводырь
слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме, 20что ты наставник глупцам и детям, обладающий
законом . воплощением знания и истины. 21Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь
себя? Ты проповедуешь против воровства, а сам крадешь; 22ты порицаешь супружескую неверность, а
сам изменяешь; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь храмы; 23ты гордишься законом, а
бесчестишь Бога, нарушая закон. 24Написано: «Из-за вас бесчестится имя Божье среди язычников».
25В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь закон, но если ты закон нарушаешь, то в твоем
обрезании нет смысла. 26Поэтому если язычники соблюдают закон, то разве они не будут считаться
обрезанными? 27И тот, кто необрезан телесно, но исполняет закон, осудит тебя, имеющего Писания и
обрезанного, но не исполняющего закон. 28Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее
обрезание . не то, которое видно на теле. 29Нет, настоящим иудеем является человек, который
внутренне таков, и обрезание . это обрезание сердца по духу, а не по букве закона. Такому человеку
похвала будет не от людей, а от Бога.

Долг человечества перед Богом

3 В чем же тогда преимущество быть иудеем и какую пользу дает обрезание? 2Большое преимущество
во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье. 3И если сейчас многие
из них оказались неверны Богу, то разве их неверность может уничтожить Божью верность? 4Конечно нет!
Хотя каждый человек лжив, но Бог верен, как об этом и написано: «Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах
и победил в суде над Тобой». 5Но если наша неправедность яснее выявляет Божью праведность, то
значит ли это, что Бог неправ в своем гневе на нас? (Я говорю по-человечески.) 6Вовсе нет. Если бы это
было так, то как бы Бог мог судить мир? 7Но если моя неправедность делает ярче Божью истину и, таким
образом, умножает Его славу, то почему же я судим как грешник? 8Может, нам нужно начать делать зло,
чтобы вышло добро, как на нас клевещут и говорят, будто мы так учим? Такие люди заслуживают
осуждения.

Нет ни одного праведного

9Так что же? Есть у нас какие-либо преимущества перед другими? Никаких! Мы уже говорили о том, что
как иудеи, так и язычники, . все оказались под властью греха. 10Написано: «Нет ни одного праведного, ни
одного! 11Никто не понимает и никто не ищет Бога. 12Все уклонились и стали негодны, нет ни одного, кто
делал бы добро, ни одного». 13«Их гортань . как открытая могила, и с их языков сходит ложь». «У них под
губами яд гадюки.» 14«Их слова полны проклятия и горечи». 15«Они готовы к кровопролитию, 16где они
прошли . там разрушение и погибель, 17им неведом путь к миру». 18«Они не боятся Бога».
19Мы знаем: то, что говорит закон, говорится для тех, кто находится под законом, поэтому никто не имеет
извинения и весь мир стал виновен перед Богом. 20Никто не будет оправдан перед Ним по делам закона.
Закон лишь дает нам знать, что такое грех.

2. Прощение благодаря Христу  

Праведность по вере

21Но сейчас, независимо от закона, Бог открывает людям ту праведность, о которой свидетельствуют
закон и пророки. 22Праведность от Бога дается через веру в Иисуса Христа всем, кто верит, потому что
нет различия, 23так как все согрешили, и все лишены славы Божьей, 24и все получают оправдание даром,
по благодати через искупление, которое в Иисусе Христе. 25Его поставил Бог кровавой искупительной
жертвой для всех, кто верит. Так Бог пожелал проявить свою справедливость и простить людям грехи,
совершённые прежде. 26Он долго терпел, чтобы сейчас показать свою праведность. Он сам праведен и
оправдывает того, кто верит в Иисуса.
27Итак, что же с нашей похвальбой? Она исключена. Каким законом? Законом дел? Нет, законом веры.
28Мы утверждаем, что человек получает оправдание верой независимо от соблюдения закона. 29Разве
Бог является только Богом иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Конечно же, и язычников, 30потому что
есть только один Бог, который оправдает обрезанных по их вере и необрезанных тоже через веру. 31Но
это вовсе не значит, что мы верой устраняем закон, наоборот, мы утверждаем его.

Пример Aвраама

4 Что мы можем сказать о предке нашего народа Aврааме, что он приобрел? 2Если бы Aвраам получил
оправдание по делам, то ему было бы чем хвалиться, но только не перед Богом. 3Ведь что говорит
Писание? «Aвраам поверил Богу, и это было зачтено ему как праведность».
4Плата работающему рассматривается не как дар, а как должное вознаграждение. 5Тому же, кто не
работает, но верит Богу, оправдывающему нечестивого, в праведность вменяется сама его вера.
6Давид утверждает то же самое, говоря о благословении, получаемом человеком, которого Бог считает
праведным независимо от его дел: 7«Благословенны те, чьи преступления прощены и чьи грехи покрыты!
8Благословен тот, кому Бог не вменит греха».
9Относится ли это благословение к обрезанным или также и к необрезанным? Мы говорили о том, что
Aврааму вера была зачтена как праведность. 10Как она была зачтена ему? До обрезания или после? Не
после, а до обрезания! 11Знак обрезания он получил уже потом (как подтверждение того, что был
праведен по вере, будучи еще необрезанным), чтобы ему стать отцом всех верующих, пусть даже
необрезанных, и чтобы и им тоже была зачтена праведность.12Он является отцом всех обрезанных,
которые не только обрезаны, но и идут путем веры, которым шел наш отец Aвраам, будучи необрезанным.

Авраам . отец всех верующих

13Ведь не через закон Aвраам и его потомки получили обещание, что им будет отдан в наследство мир, а
потому, что они были праведны по вере. 14Если бы наследниками Aвраама были те, кто живет по закону,
то вера была бы напрасной и само обещание было бы бессмысленно. 15Ведь закон производит гнев, а
без закона нет и преступления. 16Вера поэтому необходима для того, чтобы мы могли получить
прощение по благодати и чтобы обещание было действительно для всех потомков Aвраама: не только
для тех, кто соблюдает закон, но и для тех, у кого есть вера Aвраама. Он отец всем нам, 17как и
написано: «Я сделал тебя отцом множества народов».
Он наш отец перед Богом, которому он поверил, который оживляет мертвых и который говорит о том, чего
еще нет, так, будто оно уже есть. 18Ведь когда не оставалось никакой надежды, Aвраам все-таки поверил
с надеждой, потому он и стал отцом многих народов, как и было сказано: «Так многочисленно будет твое
потомство». 19Его вера не дрогнула, хотя он понимал, что его тело почти омертвело, ведь ему было
около ста лет, и Сарра была слишком стара, чтобы иметь детей. 20Его вера в Божьи обещания не
поколебалась, наоборот, он был тверд в вере и славил Бога. 21Он твердо верил, что у Бога есть сила
осуществить то, что Он обещал. 22И это было ему «зачтено как праведность». 23Слова «зачтено ему»
относятся не только к одному Aврааму, 24они относятся и к нам. Зачтено будет и нам, потому что мы
верим в того, кто воскресил из мертвых нашего Господа Иисуса, 25который из-за наших грехов был предан
смерти и воскрес для нашего оправдания.

Результат оправдания

5 Поэтому, получив оправдание по вере, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа.
2Через Него нам открыт доступ1 к благодати, в которой мы сейчас и стоим. И мы хвалимся в надежде на
то, что разделим славу Бога. 3Но не только этим, мы хвалимся и нашими страданиями, потому что знаем,
что страдания вырабатывают стойкость. 4Стойкость дает опытность, а опытность . надежду. 5А надежда
не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Духа Святого, который дан
нам. 6Когда мы еще были слабыми, Христос в предопределенное время умер за нечестивых.
7Ведь едва ли кто отдаст свою жизнь даже за праведника, хотя, может быть, кто-то и решится умереть за
доброго человека. 8Но Бог проявил свою любовь к нам в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще
грешниками. 9И сейчас, когда мы оправданы Его кровью, мы тем более надежно спасены Им от Божьего
гнева! 10Если мы, в прошлом враги Богу, примирились с Ним через смерть Его Сына, то тем более,
примиренные, мы будем спасены Его жизнью! 11Более того, мы хвалимся в Боге через нашего Господа
Иисуса Христа, через которого мы теперь и получили это примирение!

Aдам и Христос

12Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом . смерть, и таким образом, все стали смертными,
потому что все согрешили. 13Еще до того, как был дан закон, грех уже был в мире, но грех не вменяется
там, где нет закона. 14Однако же смерть проявляла свою силу, начиная от Aдама и до Моисея, даже над
теми, кто не согрешал подобно тому, как согрешил Aдам. Aдам является прообразом того, кто должен был
прийти. 15Но дар помилования действует не так, как грех. Если множество людей погибло из-за
согрешения одного, то намного больше людей получило в изобилии Божью благодать, дарованную по
благодати одного Человека . Иисуса Христа!
16Последствия греха одного человека не могут быть сравнимы с этим даром. Суд за одно преступление
повлек за собой осуждение, а дар принес оправдание от множества грехов. 17Если по причине греха
одного человека смерть царствовала через этого одного, то тем более те, кто принимает богатство
благодати и дар праведности, будут царствовать в жизни через одного Человека . Иисуса Христа!
18Итак, как согрешение одного принесло осуждение всем людям, так и праведный поступок одного принес
оправдание, дающее жизнь всем. 19Как непослушанием одного многие стали грешниками, так и
послушанием одного многие станут праведными. 20Закон же пришел, чтобы умножился грех. Но там, где
умножился грех, возник и избыток благодати, 21чтобы как грех царствовал и вел к смерти, так и благодать
царствовала в праведности, ведущей к вечной жизни в Иисусе Христе, нашем Господе.

3. Освобождение от греха  

Смерть для греха и жизнь для Бога

6 Что же нам тогда? Продолжать грешить, чтобы возрастала благодать? 2Ни в коем случае! Мы умерли
для греха, как же мы можем продолжать жить в нем? 3Неужели вы не знаете, что все мы, крещенные в
Иисуса Христа, были крещены в Его смерть? 4Мы через крещение были погребены с Ним в смерть, чтобы
жить новой жизнью, как и Христос был воскрешен из мертвых славой Отца. 5Если мы были соединены с
Ним подобием Его смерти, то будем соединены и подобием Его воскресения. 6Мы знаем, что наше
прежнее, телесное «я» было распято с Ним для того, чтобы наше греховное тело было упразднено, и мы
не были бы более рабами греху, 7ведь умерший освобожден от греха.
8Если мы умерли с Христом, то верим, что и жить будем с Ним. 9Мы знаем, что Христос воскрес из
мертвых и больше не умрет: смерть не имеет власти над Ним. 10Когда Он умер, то умер для греха раз и
навсегда, но Он живет для Бога. 11Так же и вы смотрите на себя, как на мертвых для греха, но живых для
Бога в Иисусе Христе.
12Поэтому не позволяйте греху царствовать в вашем смертном теле и не идите на поводу своих телесных
желаний. 13Не отдавайте членов вашего тела греху, делая их его орудиями. Лучше отдайте себя Богу,
ведь вы возвратились из смерти в жизнь! Пусть Он сделает члены вашего тела орудиями праведности.
14Грех не должен господствовать над вами, потому что вы не под законом, а под благодатью.
Свобода от греха
15Что же, будем грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16Вы ведь
знаете, что отдавая себя в рабство, вы становиетесь рабами того, кому вы повинуетесь, . рабами греха,
что ведет к смерти, или рабами послушания, что ведет к праведности. 17Но слава Богу, что вы, хотя и
были рабами греха, решили всем сердцем следовать учению, которому вы были вверены. 18Вы были
освобождены от греха и стали рабами праведности. 19Я говорю об этом упрощенно, принимая в расчет
ваше возможное недопонимание.
Как раньше вы отдавали члены вашего тела в рабство нечистоте, чтобы творить беззаконие, так отдайте
их теперь в рабство праведности, которая ведет к освящению. 20Когда вы были рабами греха, вы были
свободны от праведности.21Какую же пользу вы получали тогда, совершая поступки, которых теперь
стыдитесь, потому что их конец . смерть? 22Сейчас же вы освобождены от греха и стали рабами Бога, и
плодом этого будет освящение, а концом . вечная жизнь. 23Ведь возмездие за грех . смерть, а дар Божий .
вечная жизнь в Иисусе Христе, нашем Господе.

Свобода от закона

7 Братья, я обращаюсь к вам как к знающим закон; разве вы не знаете, что закон имеет силу над
человеком, пока человек жив? 2Замужняя женщина, например, связана законом со своим мужем, пока он
жив. Когда же муж умрет, она освобождается от закона в том, что касается мужа. 3Если она будет жить с
другим, когда ее муж еще жив, то тем самым нарушит супружескую верность, но если ее муж умер, то она
свободна от закона, и её нельзя обвинить в супружеской измене, если она выходит замуж за другого.
4Также и с вами, братья мои. Вы умерли для закона в теле Иисуса Христа, чтобы принадлежать тому, кто
был воскрешен из мертвых, и приносить плод Богу.
5Когда мы жили по своей человеческой природе, то закон пробуждал в нас греховные желания,
действовавшие в членах нашего тела, и плодом их была смерть. 6Теперь же, когда мы умерли для того,
что когда-то нас связывало, мы были освобождены от закона, чтобы служить Богу не по древней букве, а в
обновленном духе.

Закон, ведущий к добру и ко злу

7Что же это значит? Что закон . это грех? Конечно, нет. Однако я бы не знал, например, что такое грех,
если бы не существовало закона. Я бы не знал, что значит желать, если бы закон не говорил: «Не
пожелай». 8Грех, найдя предлог в заповеди, породил во мне всевозможные желания, но без закона грех
мертв. 9Я когда-то жил, не зная закона, но когда я узнал требования Божьих заповедей, грех во мне ожил,
10а я умер. Оказалось, что заповедь, которая должна была принести жизнь, принесла смерть. 11Потому
что грех, используя саму заповедь, обманул и убил меня через нее! 12Закон свят, и заповедь свята,
справедлива и добра. 13Так что же, добро принесло мне смерть? Нет! Но чтобы грех мог проявить себя
как грех, он, действуя через добро, произвел во мне смерть, чтобы грех через заповедь стал греховным в
наивысшей степени.
14Мы знаем, что закон духовен. Я же телесен, продан в рабство греху. 15Я и сам не понимаю, что делаю.
Того, что я хочу, я не делаю, а вместо этого делаю то, что ненавижу. 16И если я делаю то, чего не хочу, то
я тем самым соглашаюсь, что закон добр. 17Ведь это уже не я сам делаю, а грех, который живет во мне.
18Я знаю, что во мне, в моей греховной природе нет ничего хорошего, потому что я хочу делать добро, но
не могу. 19И то, что я делаю, . это не то добро, которое я хотел бы делать. Я продолжаю делать зло,
которого не хочу делать. 20Итак, если я делаю то, чего не хочу, то это уже не я делаю, а грех, который
живет во мне.
21Я обнаружил, что здесь действует такой закон: когда я хочу делать добро, то рядом со мной уже
находится зло. 22Внутренне я радуюсь Божьему закону, 23но в моем теле действует другой закон. Этот
закон ведет войну против закона моего разума и делает меня пленником закона греха, который действует
в членах моего тела. 24Несчастный я человек! Кто бы избавил меня от этого тела смерти? 25Но
благодарение Богу через Иисуса Христа, нашего Господа!
Итак, моим разумом я служу закону Бога, а телом я раб закона греха.

Жизнь в Духе

8 Тем, кто принадлежит Христу Иисусу, теперь нет никакого осуждения. 2Потому что закон Духа жизни в
Иисусе Христе освободил меня2 от закона греха и смерти. 3То, что не в силах был сделать закон, не
способный перебороть нашу физическую природу, сделал Бог. Он послал своего Сына в теле, подобном
греховному человеческому телу, чтобы Он стал жертвой за грех3 и осудил грех в человеческом теле. 4Он
сделал это для того, чтобы справедливые требования закона были исполнены в нас, живущих не по
природе, а по Духу. 5Живущие по природе думают о том, чего хочет их человеческая природа, а живущие
по Духу . о том, чего желает Дух. 6Природный образ мыслей . это смерть, а духовный образ мыслей . это
жизнь и мир. 7Природный образ мыслей враждебен Богу. Он не подчиняется Божьему закону, да и не
может подчиняться. 8Живущие под властью природы не могут угодить Богу.
9Но если Дух Божий живет в вас, то вы уже находитесь не под властью природы, а под властью Духа. A в
ком нет Духа Христа, тот и не принадлежит Ему. 10Если же в вас живет Христос, то ваше тело мертво для
греха, а дух жив4 благодаря праведности. 11Если в вас живет Дух того, кто воскресил Иисуса из мертвых,
то воскресивший из мертвых Иисуса Духом своим, живущим в вас, оживит и ваши мертвые тела.

Будущая слава

12Поэтому, братья, мы не должники природы, чтобы жить так, как она нам диктует. 13Если вы живете так,
как вам диктует природа, вы погибнете. Если же вы Духом умерщвляете ее действия, то будете жить.
14Потому что все, кем руководит Дух Божий, являются Божьими детьми. 15Вы получили не дух рабства,
чтобы опять жить в страхе, а дух усыновления, в котором мы и обращаемся к Богу: «Aвва5! Отче!» 16Дух
Божий свидетельствует вместе с нашим духом о том, что мы дети Бога. 17A если мы Его дети, то и
наследники. Наследники Бога и сонаследники Христу. Ведь если мы страдаем вместе с Ним, то вместе с
Ним и будем прославлены.
18Я считаю, что наши нынешние страдания ничего не значат в сравнении с той славой, которая в нас
откроется. 19Ведь творение с нетерпением ожидает откровения Божьих сыновей. 20Потому что творение
было подчинено бессмысленности существования не по своей воле, а по воле того, кто подчинил его. Но у
творения есть надежда на то, 21что оно освободится от власти тления, чтобы обрести ту же славную
свободу, что и Божьи дети. 22Мы знаем, что все творение до сих пор стонет и мучится, 23и не только оно,
но и мы, получившие первые плоды Духа, тоже внутренне страдаем, с нетерпением ожидая усыновления .
искупления наших тел. 24В этой надежде мы и спасены.
Но надежда не бывает направлена на то, что уже видимо; если кто-то что-то видит, то что ему надеяться?
25Мы надеемся на то, чего не видим, и терпеливо этого ожидаем. 26И Дух помогает нам при всей нашей
слабости. Мы не знаем даже, о чем нам молиться, как следует, но Дух сам молится о нас и ходатайствует
за нас вздохами, которые не могут быть выражены словами. 27Тот, кто исследует сердца, знает о чем
ходатайствует Дух, потому что Дух просит о святых в согласии с Божьей волей.

Божья любовь в Иисусе Христе

28Мы знаем, что Бог все направляет ко благу тех, кто любит Его и кого Он призвал по своему замыслу,
29потому что Он предопределил быть подобными образу своего Сына тем, кого заранее узнал, чтобы
Иисусу быть Первенцем среди множества братьев. 30A кого Бог предопределил, тех Он и призвал, а кого
призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил.
31Что же нам сказать об этом? Если Бог за нас, то кто против нас? 32Тот, кто не пожалел своего Сына, но
отдал Его за всех нас, разве не даст нам вместе с Ним и всего остального? 33Кто обвинит избранных
Богом? Если Бог оправдывает, 34кто может осудить? Христос Иисус, который умер и который воскрес из
мертвых, сейчас находится по правую руку Бога и ходатайствует за нас.
35Что может отлучить нас от любви Христа? Скорбь или трудности? Преследования или голод? Нагота
или угроза казни? 36Написано: «За Тебя нас убивают целый день, и смотрят на нас, как на овец перед
бойней».
37Мы всё преодолеваем силой того, кто полюбил нас. 38И я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы,
ни власти, ни настоящее, ни будущее, ни силы, 39ни высота, ни глубина, . ничто во всем творении не
может отлучить нас от любви Бога во Христе Иисусе, нашем Господе!

4. Прошлое, настоящее и будущее Израиля

Израиль и Божье обещание

9 Я говорю истину во Христе и не лгу, об этом свидетельствует моя совесть, побуждаемая Святым Духом.
2Мне очень печально, и сердце мое полно неизбывной боли: 3я бы предпочел сам быть проклятым и
отлученным от Христа ради моих братьев, родных мне по крови 4. израильтян. Им принадлежит
усыновление, им принадлежит слава и союз6 с Богом, им были даны закон, богослужение и Божьи
обещания. 5Из этого народа произошли патриархи, от них по человеческой природе происходит Христос .
Бог надо всеми, благословенный вовеки. Aминь.
6Но это не означает, что слово Божье осталось неисполненным, потому что не все израильтяне
действительно принадлежат к Израилю. 7И не все дети Aвраама являются его истинными потомками.
Написано: «Через Исаака будут названы тебе потомки». 8Другими словами, не дети, рожденные
естественным образом, являются Божьими детьми, а дети, обещанные Им, и есть потомки Aвраама.
9Обещание было дано в таких словах: «В назначенное время Я возвращусь, и у Сарры будет сын». 10У
обоих сыновей Ревекки был один и тот же отец . наш отец Исаак. 11Но еще до рождения близнецов и до
того, как они сделали что-либо хорошее или плохое (чтобы Божий выбор 12зависел не от их дел, а только
от самого Призывающего), Ревекке было сказано: «Старший будет служить младшему». 13Как об этом и
написано: «Я полюбил Иакова и возненавидел Исава».
14Что же это значит? Может, Бог несправедлив? Нет! 15Он сказал Моисею: «Я помилую тех, кого Я милую,
и проявлю сострадание к тому, к кому Я проявляю его». 16Поэтому, значение имеет не желание или
усилие человека, а Божья милость. 17Писание говорит фараону: «Я возвысил тебя для того, чтобы
показать на тебе Мою силу и чтобы имя Мое стало известно по всей земле». 18Поэтому Бог проявляет
милость к тем, к кому Он сам хочет, и ожесточает тех, кого хочет ожесточить.

Божья милость и Его гнев

19Кто-то, может, скажет мне: «Тогда почему же Бог нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?»
20Но кто ты такой, человек, чтобы спорить с Богом? Разве говорит изделие тому, кто его сделал: «Почему
ты сделал меня таким?» 21Разве не вправе гончар сделать из одного и того же куска глины утварь для
почетного употребления и для обычного? 22A может, Бог, желая показать гнев и явить свою силу, долго
терпит тех, кто вызывает Его гнев и приготовлен к уничтожению? 23Может быть, Он поступает так, чтобы
проявить богатство своей славы к тем, к кому он хочет проявить милость и кого Он приготовил для славы,
. 24к нам, призванным Им не только из иудеев, но и из язычников?
25Как Он говорит через пророка Осию: «Я назову Моим народом не Мой народ, и нелюбимую . любимой»,
26и: «Там, где им было сказано: вы не Мой народ, . там же они будут названы сынами живого Бога».
27Исайя оплакивает Израиль: «Хотя число израильтян будет как песок морской, лишь немногие будут
спасены. 28Господь решительно и быстро приведет в исполнение свой приговор земле». 29И как еще
говорил Исайя: «Если бы Господь Саваоф не сохранил наших потомков, то мы стали бы подобны жителям
Содома и Гоморры».

Неверие Израиля

30Что же нам теперь сказать? Язычники, которые и не стремились к праведности, получили праведность
благодаря своей вере. 31Израиль же, стремившийся к праведности, основанной на законе, так и не достиг
ее. 32Почему? Потому что они стремились получить ее не по вере, а по делам. Они споткнулись о
«камень преткновения».
33Об этом написано: «Вот Я кладу на Сионе камень, о который многие споткнутся, скалу, из-за которой
они упадут, но тот, кто доверяет Ему7, никогда не будет постыжен».
10 Братья, желание моего сердца и моя молитва к Богу о том, чтобы Израиль был спасен. 2Я свидетель
их ревности о Боге, но ревность их не основана на знании. 3Они не знают Божьей праведности, а
пытаются установить свою собственную, и поэтому Божьей праведности они не подчинились.
4Христос . конец закона, чтобы каждый верующий получил праведность. 5Моисей так описывает
праведность по закону: «Исполняющий эти повеления будет жив благодаря им». 6Праведность, которая
дается по вере, не спрашивает: «Кто же поднимется на небо?», чтобы привести оттуда Христа. 7Или:
«Кто же спустится в бездну?», чтобы воскресить Христа из мертвых. 8Что же она говорит? Она говорит:
«Слово близко к тебе, оно в твоих устах и в твоем сердце». Это и есть то слово веры, которое мы
проповедуем! 9Если ты исповедуешь языком, что Иисус есть Господь, и если ты веришь в сердце, что Бог
воскресил Его из мертвых, ты будешь спасен. 10Потому что сердечная вера дает человеку праведность, а
исповедание веры вслух приносит спасение.
11Писание говорит: «Кто верит в Него, тот постыжен не будет».
12Ведь между иудеем и язычником нет никакого различия, один и тот же Господь является Господом всех
и дает свои богатства всем, кто взывает к Нему. 13Ведь «каждый, кто призовет имя Господа, . будет
спасен».

Не все слушали весть Евангелия

14Но как они могут взывать к тому, в кого они не поверили? Как они могут поверить в того, о ком не
слышали? И как они могут услышать, если никто им не будет проповедовать? 15Как кто-либо может
проповедовать, не будучи посланным? Написано: «Прекрасны ноги вестников Евангелия!»
16Но не все послушались радостной вести. Исайя говорит: «Господи, кто поверил нашей проповеди?»
17Итак, вера приходит от услышанного, то есть через слова Христа. 18Но я хочу спросить, разве они не
слышали? Конечно же слышали, ведь написано: «Их голос слышен по всей земле, и слова их слышны до
краев света».
19Тогда я хочу спросить: может быть, Израиль не понимал, что Бог отдаст их спасение другим, если они
откажутся принять его? Моисей первым сказал: «Я пробужу в вас ревность через тех, кто не является
народом; Я пробужу в вас гнев через народ глупый».
20А Исайя смело говорит: «Я найден теми, кто не искал Меня, и открылся тем, кто не спрашивал Меня».
21Но об Израиле он говорит: «Весь день Я простирал руки Мои к этому непокорному и своевольному
народу».

Бог не отверг свой народ

11 Поэтому я хочу спросить: разве Бог отверг свой народ? Конечно же, нет! Я и сам израильтянин,
потомок Aвраама из племени Вениамина. 2Бог не отверг свой народ, который Он знал заранее.
Вы ведь знаете, что говорит Писание о том, как Илия обвинял израильтян перед Богом: 3«Господи, они
убили Твоих пророков и разрушили Твои жертвенники, я один остался, и меня они тоже хотят убить». 4Но
что Бог ответил ему? «Я сохранил себе семь тысяч человек, не склонивших колен перед Ваалом!» 5Так, и
сейчас есть остаток, избранный по Божьей благодати, 6а если по благодати, то значит не по делам, ведь
в противном случае благодать уже не была бы благодатью.
7Так, что же? То, к чему Израиль так стремился, он не получил, а избранные получили. Остальные же
ожесточились. 8Как написано: «Бог дал им дух оцепенения, глаза, которые не видят, и уши, которые не
слышат, вплоть до сегодняшнего дня».
9Давид говорит: «Пусть их праздничные застолья станут им ловушкой и капканом, камнем преткновения и
возмездием. 10Пусть глаза их будут помрачены, чтобы они не видели, и пусть их спины будут согнуты
навечно».

Спасение язычникам

11Итак, я спрашиваю: может быть, они споткнулись, чтобы упасть? Конечно же, нет! В том, что они
споткнулись, . спасение язычникам, которое должно возбудить ревность и в самих израильтянах. 12Если
их ошибка приносит богатство миру и если их потери приносят богатство язычникам, то насколько же
больше богатства принесет их полное обращение!
13Обращаюсь к вам, язычники. Как апостол для язычников, я высоко ценю мое служение. 14Я надеюсь,
что смогу возбудить ревность моего народа, чтобы спасти хоть некоторых из них. 15Ведь если их
отвержение приносит миру примирение, то чем же будет их принятие, как не воскресением из мертвых?
16Если свята часть теста, приносимая Богу как жертва первых плодов, то свято и все тесто; если свят
корень, то святы и ветви.
17Если же отдельные ветви были отломлены, а ты, дикая маслина, был привит на их место и питаешься
от полного соков корня масличного дерева, 18то не хвались перед остальными ветвями. Если ты
превозносишься, то подумай о том, что не ты питаешь корень, а корень . тебя. 19Может быть, ты
скажешь: «Ветви были отломлены, чтобы я был привит». 20Да, но они были отломлены из-за своего
неверия, а ты держишься, благодаря вере. Поэтому не гордись, но бойся. 21Ведь если Бог не пожалел
природных ветвей, то Он не пожалеет и тебя. 22Подумай о доброте и о строгости Божьей: строгости к
тем, кто отпал, и доброте к тебе, при условии, что ты живешь в Его доброте, иначе ты тоже будешь
отсечен. 23Если израильтяне не будут оставаться в неверии, то снова будут привиты, и Бог в силах
привить их опять. 24Если ты был срезан с дикого по природе масличного дерева и вопреки своей природе
был привит к садовому дереву, то тем более природные ветви будут привиты к своему собственному
дереву!

Последнее спасение Израиля

25Братья, чтобы вы не считали себя умнее, чем вы есть, я не хочу оставить вас в неведении о следующей
тайне: часть Израиля будет ожесточена до тех пор, пока полное число язычников не достигнет спасения.
26И таким образом, весь Израиль будет спасен, как написано: «С Сиона придет Избавитель! Он удалит
нечестие от Иакова! 27И Я вступлю в союз с ними, когда сниму с них их грехи».
28Что касается Евангелия, то они . враги ради вас, но что касается избрания, то они любимы Богом ради
их предков. 29Божьи дары и Его призвание неизменны. 30Вы раньше были непокорны Богу, а сейчас
благодаря тому, что они стали непокорны, Бог помиловал вас. 31Так и они стали сейчас непокорны, чтобы
и им тоже быть помилованными благодаря Божьей милости, проявленной к вам. 32Бог провел всех людей
через непокорность, чтобы всех помиловать.
33О, глубина богатства, мудрости и знания Божьего! Как непостижимы Его решения и неисследимы пути
Его! 34«Кто познал разум Господа? Кто был Ему советником?» 35«Кто когда-либо давал Богу в долг, что
Бог был бы должен вернуть ему?» 36Ведь все происходит от Него и через Него, и для Него все существует.
Слава Ему вовеки! Aминь.

Б. КАК ЖИТЬ (12:1-16:27)

Переходя от богословских вопросов к практическим, Павел предлагает правила, согласно которым
спасенные могут жить в этом грешном мире. Мы должны отдать  себя в живую жертву, подчиняться
установленной власти, любить своих ближних и проявлять особую заботу о тех, кто лишь недавно стал на
путь веры. Павел заканчивает письмо личными и конкретными увещеваниями. В этой части мы учимся
тому, как жить жизнью веры каждый день.

1. Личная ответственность

Новая жизнь во Христе

12 Поэтому я умоляю вас, братья, ради милости Божьей принесите ваши тела в живую жертву, святую и
угодную Богу, для разумного служения Ему. 2Не стремитесь жить в соответствии с представлениями этого
мира, но постоянно изменяйтесь, обновляя ваш разум, чтобы вы сами могли испытать, что представляет
собой Божья воля, добрая, угодная и совершенная.
3Пользуясь данной мне благодатью, я говорю каждому из вас: не думайте о себе больше того, что есть,
судите о себе здраво, согласно той вере, которую Бог дал каждому. 4Как у человека одно тело и в нем
много членов, но у этих членов разное назначение, 5так и все мы во Христе составляем одно тело и все
мы принадлежим друг другу. 6У каждого из нас различные дары, которые мы получили по данной нам
благодати. Если у кого-то дар пророчества, пусть использует его в согласии с верой; 7если это дар
служения другим, пусть служит; если это дар быть учителем, пусть учит; 8если это дар ободрять, пусть
ободряет; если это дар помогать нуждающимся, пусть дает щедро; если это дар быть руководителем,
пусть будет усерден; если это дар доброты, пусть делится им с радостью.
9Пусть ваша любовь будет искренней. Ненавидьте зло и держитесь доброго. 10Любите друг друга
братской любовью, старайтесь превзойти друг друга в изъявлениях уважения. 11Пусть ваше рвение не
ослабевает, пламенейте духом в своем служении Господу. 12Радуйтесь в надежде, будьте терпеливы в
страданиях, постоянны в молитве. 13Помогайте Божьим людям, когда они в нужде, проявляйте
гостеприимство. 14Благословляйте тех, кто преследует вас, благословляйте, а не проклинайте.
15Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими. 16Живите в согласии друг с другом. Не будьте
заносчивы, общайтесь с людьми скромного положения8. 17Никому не воздавайте злом за зло, а делайте
только доброе всем людям. 18Если возможно с вашей стороны, живите в мире со всеми. 19Друзья мои, не
мстите, лучше оставьте место для гнева Божьего, ведь написано: «Предоставьте месть Мне, Я отомщу,
говорит Господь».
20Напротив: «Если твой враг голоден . накорми его, если он хочет пить . дай ему напиться. Поступая так,
ты соберешь горящие угли ему на голову».
21Не позволяй злу одолевать тебя, но побеждай зло добром.

О властях

13 Каждый человек должен подчиняться правящей власти, потому что нет власти, не установленной
Богом. Все существующие власти установлены Богом. 2Следовательно, тот, кто восстает против власти, .
восстает против установленного Богом, и кто так поступает, тот сам на себя навлекает суд.
3Правители страшны не тем, кто делает добро, а тем, кто делает зло. Если хочешь жить без страха перед
властью, делай добро, и получишь от нее похвалу. 4Она на службе у Бога для твоего блага. Если же ты
делаешь зло, то берегись, она не напрасно носит меч. Она . слуга Бога, орудие Его гнева против того, кто
делает зло.
5Так что необходимо подчиняться власти не только из страха перед наказанием, но и по совести. 6Вы и
налоги платите потому, что стоящие у власти . Божьи слуги, посвящающие себя своему делу. 7Так что
отдавайте всем то, что надлежит: кому налог . налог, кому пошлину . пошлину, кому страх . страх, кому
честь . честь.

О братской любви

8Не оставайтесь в долгу ни у кого ни в чем, кроме долга любви друг к другу, потому что любящий ближнего
исполнил закон. 9Потому что суть заповедей: «Не нарушай супружескую верность», «Не убивай», «Не
кради», «Не пожелай» и любой другой заповеди одна . «Полюби ближнего твоего, как самого себя».
10Любовь не причиняет зла ближнему, поэтому любовь и есть исполнение закона.
Последний день близок
11Вы знаете также, что уже настало время пробудиться ото сна, потому что наше спасение сейчас
гораздо ближе, чем оно было тогда, когда мы только что уверовали. 12Ночь приближается к концу, и
наступает день. Так давайте же оставим дела тьмы и наденем оружие света. 13Будем жить достойно, как
при свете дня, не предаваясь оргиям, пьянству, разврату, распущенности, вражде и зависти.
14Облекитесь лучше в Господа Иисуса Христа и не превращайте разумную заботу о теле в угождение
своим желаниям.

Не судите

14 Слабого в вере человека принимайте, не споря о мнениях. 2Вера одного позволяет ему есть все, а
слабый в вере ест только овощи. 3Тот, кто ест все, не должен смотреть свысока на того, кто этого не
делает, и, в свою очередь, тот, кто не всё ест, не должен осуждать того, кто ест, потому что Бог принял
его.
4Кто ты такой, чтобы судить чужого раба? Стоит он или падает перед своим хозяином, он будет снова
поставлен на ноги, потому что Господь способен поставить его.
5Кто-то различает дни как более и менее важные, а для другого все дни одинаковы. Пусть каждый и
дальше поступает в соответствии со своими убеждениями. 6Кто считает один день важнее другого,
делает это для Господа. Кто ест . ест для Господа, потому что он при этом благодарит Бога, и кто не ест .
тоже делает это для Господа и тоже благодарит Бога. 7Никто из нас не живет для себя и не умирает для
себя. 8Если мы живем, то живем для Господа, и если умираем, то умираем тоже для Господа. Живем мы
или умираем . мы принадлежим Ему. 9Ведь для этого и Христос умер и ожил, чтобы Ему быть Господом
живых и мертвых. 10Почему же ты судишь своего брата? Или ты, почему презираешь своего брата? Ведь
все мы предстанем на Божий суд. 11Написано: «Как верно то, что Я живу, . говорит Господь, . так верно и
то, что каждое колено преклонится предо Мной и каждый язык исповедает Бога». 12Каждый из нас ответит
перед Богом сам за себя.

Внимание к слабым

13Поэтому не будем больше судить друг друга. Лучше смотрите за собой, чтобы не делать ничего такого,
из-за чего брат ваш может споткнуться и упасть. 14Я знаю и твердо убежден благодаря моему союзу с
Господом Иисусом, что нет ничего, что было бы нечисто само по себе, но если человек считает что-либо
нечистым, то для него оно нечисто. 15Если твоего брата оскорбляет пища, которую ты ешь, то ты
поступаешь не по любви. Не губи из-за пищи брата, за которого умер Христос. 16Не давайте людям
повода ругать то, что вы считаете добрым. 17Царство Божье заключается не в пище и питье, а в
праведности, мире и радости в Святом Духе. 18Кто так служит Христу, тот доставляет радость Богу и
заслуживает одобрение людей. 19Будем же прилагать все усилия, чтобы делать то, что ведет к миру и
взаимному назиданию. 20Не разрушайте Божьего дела ради пищи. Вся пища чиста, но плохо поступает
тот, кто ест, приводя тем самым своего ближнего к падению. 21Лучше не есть мяса, не пить вина и не
делать ничего, от чего твой брат спотыкается.
22Пусть твоя вера будет твоим личным убежденим перед Богом, и счастлив тот, кто не осуждает себя за
свой выбор. 23Кто ест и в то же время сомневается, хорошо ли это, уже осужден, потому что он не
поступает в соответствии со своей верой, а все, что не по вере, . грех.
15 Мы, сильные, должны быть снисходительны к ошибкам слабых и не искать своей личной выгоды.
2Каждый из нас должен угождать своему ближнему, заботясь о том, что служит к его благу и духовному
росту. 3Христос тоже не самому себе угождал, но, как написано: «Оскорбления тех, кто злословит Тебя,
пали на Меня». 4Ведь все написанное раньше было написано с целью научить нас, чтобы благодаря
нашему терпению и ободрению, получаемому из Писаний, мы имели надежду. 5Пусть же Бог, который
дает терпение и ободрение, даст вам жить в согласии друг с другом по Иисусу Христу, 6чтобы вы
единодушно, в один голос прославляли Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа.

Одно Евангелие для иудеев и язычников

7Принимайте друг друга так, как Христос принял вас в славу Божью. 8Я говорю вам, что Христос стал
слугой обрезанных во имя Божьей истины, чтобы подтвердить те обещания, которые Он дал патриархам,
9и чтобы язычники могли прославить Бога за Его милость, как написано: «Поэтому я буду исповедовать
Тебя среди язычников, буду петь гимны имени Твоему». 10И еще написано: «Радуйтесь, язычники, вместе
с Его народом!» 11И еще: «Славьте Господа, все язычники! Пойте хвалу Ему, все народы!» 12Исайя
говорит: «Прорастет корень Иессея и поднимется, чтобы править язычниками, и язычники будут
надеяться на него». 13Пусть же Бог надежды наполнит вас в вашей вере радостью и миром, чтобы вам в
силе Духа Святого изобиловать надеждой.

2. Личные новости

Павел . апостол язычников

14Братья, я убежден в том, что ваши сердца полны добра, а ваше знание позволяет вам учить друг друга.
15Тем не менее, в этом письме я смелее напоминаю вам о некоторых вещах, по благодати, данной мне
Богом, 16быть служителем Христа Иисуса для язычников, совершающим священническое служение
Божьего Евангелия, чтобы приношение язычников, освященное Святым Духом, было приятно Богу.
17У меня есть чем хвалиться перед Богом во Христе Иисусе. 18Я не смею говорить о чем-либо кроме
того, что Христос совершил через меня для покорения язычников словом и делом, 19силой знамений и
чудес, силой Духа9, так что я полностью возвестил Евангелие Христа от Иерусалима и его окрестностей
до самого Иллирика. 20Моим стремлением всегда было проповедовать Евангелие там, где еще не знают
о Христе, чтобы мне не строить на чужом фундаменте. 21Написано: «Те, кому не было рассказано о Нем,
увидят, и те, кто не слышал, поймут». 22Вот почему у меня много раз не получалось прийти к вам.

Павел собирается посетить Рим

23Теперь у меня больше нет дел в этих областях, и так как я уже много лет хотел прийти к вам, 24то
намерен сделать это, когда отправлюсь в Испанию. Я надеюсь, что навещу вас по пути. A потом, когда я
некоторое время порадуюсь вашему обществу, вы проводите меня дальше. 25Сейчас же я отправляюсь в
Иерусалим для служения святым, живущим там, 26потому что Македония и Aхайя решили провести сбор
для бедных из числа святых, живущих в Иерусалиме. 27Они сами решили это сделать, ведь они и
действительно в долгу перед ними. Так как язычники получили право на духовные благословения евреев,
они, в свою очередь, должны поделиться с евреями своими материальными благами.
28После того, как я выполню это поручение и передам им, что было собрано, я намерен отправиться в
Испанию и по пути навестить вас. 29Я знаю, что когда приду к вам, то приду в полноте благословения
Христа.
30Умоляю вас, братья, ради Господа нашего Иисуса Христа и ради любви Духа, будьте со мной в борьбе,
молясь обо мне Богу. 31Молитесь о том, чтобы я был избавлен в Иудее от неверующих, и чтобы мое
служение в Иерусалиме было принято святыми, живущими там. 32Тогда я смогу прийти к вам с радостью
и мы сможем вместе отдохнуть, если на это будет воля Божья. 33Пусть Бог мира будет со всеми вами,
аминь.

Личные приветствия

16 Представляю вам нашу сестру Фиву, служительницу церкви в Кенхреях. 2Примите ее в Господе так, как
подобает святым, и окажите ей помощь во всем, в чем она будет нуждаться. Она сама многим оказала
помощь, в том числе и мне.
3Передавайте привет Прискилле и Aкиле, моим сотрудникам во Христе Иисусе. 4Они ради меня готовы
были пожертвовать своей жизнью, и им благодарен не только я, но и все церкви язычников.
5Привет общине, которая собирается в их доме. Привет моему дорогому другу Епенету, первому, кто был
обращен ко Христу в Aсии. 6Привет Марии, которая так усердно потрудилась для вас. 7Привет Aндронику
и Юнию, моим родным, которые были вместе со мной в заключении. Они занимают особое место среди
апостолов, и с Христом были еще раньше меня. 8Привет Aмплиату, которого я так полюбил в Господе!
9Привет Урбану, нашему сотруднику во Христе, и привет моему дорогому другу Стахию. 10Привет
Aпеллесу, испытанному во Христе, привет всем домашним Aристобула. 11Привет Иродиону, моему
родственнику, привет домашним Наркисса, которые принадлежат Господу. 12Привет Трифене и Трифосе,
усердно трудящимся для Господа. Привет дорогой Персиде, тоже усердно трудящейся для Господа.
13Привет Руфу, избранному в Господе, и его матери, которая была матерью и мне. 14Привет Aсинкриту,
Флегонту, Гермесу, Патрову, Герму и братьям, которые с ними. 15Привет Филологу и Юлии, Нирею и его
сестрам, привет Олимпу и всем святым с ними. 16Приветствуйте друг друга святым поцелуем. Все церкви
передают вам приветы.
17Призываю вас, братья, остерегайтесь тех, кто вызывает разделения и подрывает в людях веру,
выступая против учения, которому вы были научены. 18Такие люди служат не нашему Господу Христу, а
своему желудку. Они обманывают простодушных людей сладкими и льстивыми словами. 19О вашем
послушании знают все, и я очень рад за вас, но хочу, чтобы вы были мудрыми во всем добром и
невинными в том, что касается зла. 20И тогда Бог мира скоро поразит сатану под вашими ногами! Пусть
милость нашего Господа Иисуса будет с вами.
21Вам передают приветы мой сотрудник Тимофей и мои родственники Луций, Ясон и Сосипатр. 22Я,
Тертий, пишущий это письмо, тоже приветствую вас в Господе. 23Гай, чьим гостеприимством пользуюсь
я и вся церковь, тоже передает вам привет. Привет также от городского казначея Эраста и брата Кварта.
10
25Пусть же Богу, который дает вам силу через мое Евангелие и проповедь Иисуса Христа, в которой
раскрывается тайна, скрытая на протяжении веков, 26а сейчас открытая и через писания пророков
ставшая по повелению вечного Бога известной всем язычникам, чтобы они покорились вере, . 27единому
и премудрому Богу будет слава вовеки через Иисуса Христа! Aминь.


1 В ряде древних рукописей: .доступ верой..
2 Или: .тебя..
3 Или: .чтобы Он уничтожил грех..
4 Или: .Дух есть жизнь..
5 По-арамейски, ласковое обращение к отцу.
6 Или .завет.; в большинстве древних рукописей: .союзы. (или .заветы.).
7 Или: .верит в Него..
8 Или: .не гнушайтесь скромных обязанностей..
9 В ряде древних рукописей: .силой Духа Божьего..
10 Стих 24 отсутствует во всех древнейших рукописях.