Душа.

В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библейного религиозно-
философского мышления оно приобретало новый смысл.
I. В ВЗ душа обозначается древне-еврейским словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая"; в синоидальном
переводе это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9; Иов 41:13). Под
словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный
процесс:
1) из этого следует, что под душей в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу
жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа - как человека,
так и животного (ср. Быт 1:20; 2:7,19; 9:10; Лев 17:11), - причем чаще всего оно встречается вместе со
словом "живая". Таким образом, слово "душа" стало обозначать человека как такового, человека в целом
(Быт 42:21; 46:15; Чис 5:6; Иез 13:18 и след.; см. также Быт 27:4,19,25,31; Чис 11:6; Ис 42:1; Плач 3:24).
Выражение "душа моя" может выступать в значении "я" (Пс 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях,
когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4; 21:21). Слово "душа" может также иметь значение и "кто-
то" (Быт 5:1,4; в Синоидальном переводе - "если кто..."). Следовательно, и о мертвом человеке можно
сказать как об умершей душе (Лев 19:28; 21:11; 22:4; Чис 6:6; 9:6; в Синоидальном переводе - "умерший",
"мертвый");
б) выражения "душу мою", "душу его" и т.д. нередко имеют значение "себя", поскольку в древне-еврейском
языке возвратное местоимение отсутствует;
в) если считать, что душа означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека
в целом (Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как "укреплять душу" (Пс 18:8; 22:3), "хранить
души" (Пс 96:10) или "сохранить душу" (Пс 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий "душа"
и "человек в целом", которое показано с помощью обычного в библейском языке "параллелизма" -
повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. "Человек в целом" подразумевается и тогда,
когда говорится о том, что душа жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9; ср. 41:3; Притч 10:3; 25:25),
голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7; Иер 31:25) или подкрепляется (Плач 1:11,19), постится (Пс 68:
11), отвращается (Чис 21:5; Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14).
Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение "душой и телом" указывает
не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Пс 72:26; 83:3; Откр 18:13). Даже после
смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19; 10:21 и след.; ср. 1Цар 28:11 и след. о
Самуиле);
3) целостность личности предполагает тождество души и силы, формирующей жизненный процесс, то есть
саму жизнь (ср. 3Цар 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10; Иез 18:4). Он может взять душу
и жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою душу (Нав 9:24; в Синод. пер. -
"жизнь"; ср. Иез 32:10). Спасти душу означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17); уловить душу
иногда означает убить кого-либо (Пс 55:7). Таким образом, утрата души - это не что иное, как смерть
человека: душа умирает (Чис 23:10; Суд 16:30), ее истребляют (Быт 17:14), обрекают на смерть (Суд 5:18).
Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар 3:11). Человек порой не дорожит своей
душой (Суд 9:17; в Синод. пер. - "не дорожить жизнью"), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5;
33:23; 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение
(ср. 3Цар 17:21 - "душа отрока"); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение "воды дошли
до души моей" (Пс 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе
души из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Иер 15:9 сказано, что умирающий "испускает дыхание" (в
соответсвии с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Быт 35:18), а в Пс 140:8; Ис 53:12
говорится, что душа "вытряхивается", т.е. исторгается силой. Носителем "животной", т.е. "жизненной", души
(нефеш) считалась кровь (Быт 9:4 и след.; Лев 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23),
поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. "голос крови" (Быт 4:10).
Другое библейное название души - нешама, т.е. "дающая дыхание". Согласно этому понятию, при
сотворении человека душа была "вдунута" в него Богом (Быт 2:7, в Синод. пер. - "дыхание жизни"); душа
является "светильником Господним" в человеке, она испытывает "все глубины его сердца" (Притч 20:27, в
Синод. пер. - "дух"). Душа также именуется "дыханием Вседержителя" (Иов 33:4). Именно нешама, согласно
древней иудейской традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как
нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Душа человека трактуется и как орган чувств, при этом слово "душа" может быть заменено словом
"сердце", которое будет иметь то же значение. Душа страдает (Быт 42:21), томится и радуется (Пс 83:3; 85:
4), мучается (Ис 53:11), любит (Быт 34:3; Песн 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3; 93:
19), душа проявляет желания (Втор 12:20 и след.; Мих 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2; Пс
41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2). Душа порой скорбит (Пс 118:81; в Синод. пер. -
"истаевает от скорби"), изливается (в слезах) (Иов 30:16), душу изливают пред Господом (1Цар 1:15).
Иногда душа мыслит ("говорит", 1Цар 20:4; в Синод. пер. - "желает"), сознает (Пс 138:14) и волеизъявляет
(Быт 23:8; в Синод. пер. - "вы");
5) если душа обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. - "дух и всякое
дыхание"; Иер 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование
неразрывно связано с Богом. Душа может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если
она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30; Пс 18:8; 93:19); тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17). Без
Него душа тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3; 62:2), томится по Нему (Пс 83:3), теряет покой
(Плач 3:17), с Богом же она радуется (Ис 61:10) и утешается (Пс 76:3; 93:19). Поэтому человеку надлежит
полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей душой искать Бога (Втор 4:29) и любить
Его (Втор 6:5; 10:12). Душа призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс 102:1,22; 103:1,35), а
человеку следует чутко внимать своей душе (Нав 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово
"душа" в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну
сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.
II. В НЗ:
1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия души [греч. псюхе]. Душа является силой,
поддерживающей жизнь (Деян 20:10; Откр 8:9) и означает саму жизнь (Мф 2:20; 20:28; Ин 10:11,17; в
Синод. пер. - "жизнь"; Деян 15:26; Рим 11:3), которую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20).
Человек может любить свою душу (Откр 12:11) или ненавидеть ее (Ин 12:25), заботиться или не
заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25; Лк 12:22; Деян 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, душа олицетворяет
человеческую личность (Деян 2:41: "душ около трех тысяч"; 1Пет 3:20; ср. Мк 3:4; 1Кор 15:45: "душа
живущая"); слово душа также употребляется в смысле "кто-то" или "всякий" (Деян 2:43; Рим 13:1);
б) в НЗ, как и в ВЗ, душа воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38; Ин 12:27),
бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43; Рим 2:9), раздражается (Деян 14:2; в Синод. пер. -
"сердца"), колеблется (Деян 15:24) и мучается (2Пет 2:8); Душа может также и лелеять желания (ср. Лк 12:
19; Откр 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14; 42:1), говорится о душе Божьей (Мф 12:18; Евр 10:38);
в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью
руководствовался волей Божьей и возлюбил Его "всею душою" (Мф 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное
значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей
жизни, над которой не властна смерть. В этом смысле душа - это самое ценное, чем располагает человек
(Мф 16:26). Душа, а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и
Господу (Мк 12:30; Лк 10:27; Еф 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может "погубить" его
душу (Мф 10:28), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей душе (Мф 16:26), которая
подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11; 2Пет 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:
21; 5:20; ср. 1Пет 1:9). Бог - Создатель Д. (1Пет 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидетельство
(2Кор 1:23), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22). Христос - ее Пастырь и Блюститель (1Пет 2:25), желающий
дать ей покой (Мф 11:29). Его ученики призваны заботиться о душах людей (2Кор 12:15; Евр 13:17; 3Ин 2).
Человек всегда подвержен опасности потерять душу, если в своем желании сберечь ее исходит только из
опыта земной жизни (Мф 10:39; 16:25; Мк 8:35;
2) а) Душа отличается от духа [греч. пневма] (1Фес 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается
как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от души как силы,
поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении души и духа,
осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, ис-ходящие из глубины души
намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес 5:23 указывается, что и дух, и душа
нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1:46 и
след.);
б) о различии между душой и духом говорится и в 1Кор 15:44 и след., где душа обозначает сущность
"перстного", т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в
отличие от "небесного Адама", живущего духом и названного "духом животворящим" (1Кор 15:45).
"Духовный" и "душевный" в данном случае - синонимы "небесного" и "перстного". Противопоставление
"первого Адама" "второму" восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из
которых человек создается "по образу и подобию Бога", а во втором - "из праха земного" (Быт 1:26,27; 2:7).
В течение земной жизни душа полностью объединена с телом, т.е. с плотью, которая может подчинить
себе душу и властвовать над ней (1Пет 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится
его богом, а крест Христов - врагом (Флп 3:18 и след.). Божье освящение почиет на душе как на сущности, в
наибольшей степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое
возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному
настроенная душа (1Кор 2:14; ср. Ин 14:17); 3) о том, что происходит с душой после смерти, в Писании
говорится по-разному. Если учесть, что душа часто обозначает всего человека, становится ясно, что
Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия души как
таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23, где
говорится о сохранении человека во всей целостности духа, души и тела. Не только тело, но и душа
нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только души, но и люди в
целостности их душ и тел (Откр 20:12,13). Для объяснения того, что происходит с душой после смерти,
наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку
приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с
плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Ис 14:9-11; Лк 16:22,23), пока их не призовут на последний
(Страшный) суд по Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей,
обетовано общение с Богом (Лк 23:43; ср. Флп 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ
сохраняется представление о крови, как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9, где говорится о
душах мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согласно ВЗ, стекается кровь жертв.
Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь души
существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах,
которыми их наделяет Божий Дух.