Голод и Жажда

1) в отличие от добровольного поста, голод и жажда - это вынужденные страдания из-за отсутствия пищи и
воды. Для Ближнего Востока с его пустынями и полупустынями нехватка воды и связанные с этим голод и
жажда были обычным явлением (2 Цар 17:29). Библия говорит о ложных чувствах утоления этих
потребностей во сне; проснувшись, человек вновь ощущает голод и жажду (Ис 29:8). Выдержавшие
испытание голодом и жаждой воздают благодарность Богу за то, что Он насытил и напоил их (Пс 106:5,9).
Господь спас от жажды Агарь и Измаила в пустыне (Быт 21:15-19), Он напоил Самсона после его победы
над филистимлянами (Суд 15:18 и след.). Бог создал источники, в которых дикие звери утоляют жажду (Пс
103:11); Он насыщает алчущих (Пс 145:7; Лк 1:53) и не допускает "терпеть голод душе праведника" (Притч
10:3);
2) Бог вновь и вновь призывает накормить алчущих и напоить жаждущих (Ис 21:14; 58:7,10; Иез 18:16; Мф
25:35,37), в том числе и врагов (Притч 25:21 и след.; Рим 12:20). Отказывающийся сделать это становится
виновным и навлекает на себя суд (Иов 22:7; Мф 25:42,44). Аммонитяне и моавитяне не могут войти в
общество Господне, потому что они не встретили израильтян с хлебом и водой, когда те шли из Египта
(Втор 23:3 и след.). С другой стороны, и чаша холодной воды не останется без воздаяния (Мф 10:42; ср.
Притч 25:25). Голод и жажда упоминаются в НЗ среди лишений, которые приходилось терпеть ап. Павлу (1
Кор 4:11; 2 Кор 11:27; Флп 4:12). Для утоления голода и жажды Закон разрешал есть чужой виноград и
срывать колосья с чужого поля (Втор 23:24 и след.;Мф 12:1). Считалось бесчеловечным заставлять
голодного носить снопы и не иметь возможности утолить голод (МТ; в Синод, пер. - "голодных кормят
колосьями") и не позволять топчущему виноград утолять жажду (Иов 24:10 и след.);
3) отсутствие дождей и неурожаи приводят к голоду (Лк 15:14). По этой причине Авраам отправился в
Египет (Быт 12:10), здесь же на семь голодных лет нашел прибежище и Иаков со своим семейством (Быт
41 -46). Предсказания о грядущем голоде подвигли христиан древней Церкви, обращенных из язычников,
оказать помощь церкви в Иерусалиме (Деян 11:28-30). Во времена войны господствуют "голод и меч" (Ис
51:19; Иер 5:12; 14:15) и, как следствие их, - моровая язва (чума) (Иер 27:8). Для осажденного города голод
и жажда становятся опаснее, чем оружие врага (4 Цар 6:25; 7:12; 25:3; 2 Пар 32:2,4,11). Они могут довести
людей до крайности. Так, в Библии (Втор 28:53-57; 4 Цар 6:28 и след.; Плач 2:19 и след.; 4:4,9 и след.; 5:
10) говорится о случаях каннибализма, в часта., о том, что матери поедали своих детей. Поэтому в
пророчествах голод и жажда всегда упоминаются как признаки совершения суда (Втор 28:48; 32:24; Ис5:13;
65:13; Иез.5:12,16 и след.);
4) во время странствования по пустыне израильтяне избежали голодной смерти только благодаря помощи
Бога, даровавшего им еду (перепелов, манну небесную) и воду (Исх 16; 17:1-7; Чис20:1-13). Израильтянам
запомнилось, что в это время они не страдали от голода и жажды (Неем9:15,20;Пс77:15-29;Ис48:21).
Утоление голода и жажды является приметой грядущего времени спасения (Ис 41:17 и след.; 49:10; ср.
Откр 7:16; Ис 55:1; ср. Откр 21:6; 22:17). Но при этом речь идет не только об удовлетворении плотских
потребностей. Вода, которую Бог стремится излить на жаждущих, есть не что иное, как Его Дух (Ис 44:3).
Эту живую воду дает Иисус, и тот, кто принял ее, не будет больше страдать от голода и жажды (Ин 4:10-
15; 6:35; 7:37-39). Неутоленный духовный голод по Божьей правде (Мф 5:6; Лк 6:21), по Его слову (Ам 8:
11,13) и по Самому Богу (Пс41:3; 62:2; 142:6) однажды будет утолен. Но тот, кто возводит хулу на Господа,
лишает хлеба "душу голодную" и отнимает "питье у жаждущего' (Ис 32:6).