КОНФЛИКТЫ И СПЛЕТНИ





























Что говорит Библия по поводу конфликтов? Если ты понимаешь, что что-то имеешь против кого-
то (Мф.18:12-35), или кто-то что-то против тебя имеет (Мф.5:23-24) или осознаешь, что влезаешь
сам или тебя втягивают в чей-то спор, можешь быть уверен, что ты участвуешь в конфликте. Что
касается конфликтов как таковых, нельзя сказать, плохо это или хорошо. Это никак. Конфликты
были, есть и будут, поскольку мы - грешники, мы ищем своего и восстаем против Божьего. Но
опять же, поскольку от них, от конфликтов, никуда не деться, нам нужно и их принести на суд
Христа. В Библии вообще и в жизни Христа в частности Бог дал нам указания, как разбираться с
конфликтами так, чтобы в результате вся слава воздавалась Ему. Любой наш конфликт может
доказать истинность слов Апостола Павла в Рим. 8:28. И в этой статье я попытаюсь разобраться,
как мы должны себя вести, когда кто-то, часто непреднамеренно, начинает втягивать нас в чей-
то конфликт. Мои размышления основаны на десятилетнем опыте адвоката в суде, пятилетнем
опыте судьи и том опыте, который я накопил с 1982 года, помогая конфликтующим христианам
улаживать свои споры так, чтобы это приносило славу Христу. (Если хотите обо мне узнать
больше, прочитайте 16-ю главу книги "Любить Бога" Чарльза Колсона.) Механизм, который
втягивает нас в чужие конфликты, - это сплетни. Нам нужно знать, что делать со сплетнями.
Церкви, отдельным христианам и служителям важно знать, какую роль играют сплетни в
конфликтах и что с ними делать, потому что сплетни приводят в церквях к серьезным
неприятностям. Сначала давайте определим, что такое сплетни. В словаре Уэбстера сказано:
"Пустые разговоры и слухи о ком-то; болтовня". На греческом языке времен Нового Завета
сплетника называли "шептуном", подчеркивая, что он не говорит открыто или вслух. В Ветхом
Завете употреблялось слово, означавшее "клеветник" или "переносчик". Я хочу дать такое
определение: "Сплетня - это озвучивание потенциально деструктивной информации о ком-либо,
будь то истинной или ложной, когда это лицо обозначено, но не присутствует при разговоре и не
может отреагировать". Вы можете сказать, что данное определение слишком широко.
Пожалуйста, не спешите со своим суждением, пока мы не рассмотрим, как смотрит на сплетни
Бог и что Он заповедует нам делать со сплетнями. Что думает о сплетнях Бог? Он советует нам
не общаться со сплетниками: "Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко
раскрывает рот, с тем не сообщайся" (Пр.20:19). Сплетники у Бога идут в одном списке с теми,
кто не признает Бога, у кого превратный ум, кто исполнен всякой неправды, блуда, лукавства,
корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники,
богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы, и с теми, кто одобряет все
это (Рим.1:28-32). Короче говоря, Бог ненавидит сплетни. Сплетня - это бесспорное зло,
предосудительное и презренное, иначе говоря, мерзость. Но почему? Посмотрим дальше. Где
сплетни, там всегда кто-то кого-то обвиняет. В Книге Притчей 3:30 говорится: "Не ссорься с
человеком без причины, когда он не сделал зла тебе". И кроме того, нам должно быть ясно, что
обвинять кого бы то ни было нужно ему в лицо, что и рекомендуется в Мф. 18:12-35. Сплетник
выбалтывает то, что Бог хотел бы сохранить в тайне. В Притчах 11:13 сказано: "Кто ходит
переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело". В сплетнях изливается
ненависть и зависть к другим, их положению или силе. В Притчах 10:12 сказано: "Ненависть
возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи". Хуже всего то, что сплетни сеют раздор. В
Притчах 12:18 сказано: "Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует". Притчи 16:
28: "Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей". И еще, Пр.17:9: "Прикрывающий
проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга". Сплетни порождают
обиды. Они разделяют людей, потому что сплетнику теперь нужно оправдаться самому и
оправдать свой грех сплетничанья, вместо того, чтобы разбираться с другими своими грехами.
Жертва сплетен испытывает гнев, обиду, злость и не может правильно воспринимать даже
справедливое обличение. Каждый становится, как сказано в Пр.18:19: "Озлобившийся брат
неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка". Сплетня раздувает конфликт и
препятствует установлению мира: "Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника,
раздор утихает" (Пр.26:20). Но есть еще один тип людей, которые ничем не лучше сплетников,
хотя прямо о них в Писании ничего не говорится. Людей, которых я имею в виду, можно назвать
просто "ушами". Это те, кто позволяет сплетнику сплетничать. Но они могут пресечь сплетни и
ослабить их негативное воздействие, если знают, как распознать сплетню и что делать со
сплетником. "Они" - это "мы". Есть и еще один тип людей, которые тоже ничем не лучше
сплетников, хотя, опять же, трудно найти в Писании что-то, сказанное непосредственно про них.
Их можно назвать "отвергателями" или "осудителями". Это те, кто дает сплетням поссорить себя
с кем-то или, услышав сплетни, несправедливо с кем-то поступает. Такие люди, не
разобравшись, занимают чью-то сторону в конфликте. Им также не мешало бы знать, как
распознать сплетню и что делать со сплетником. "Они" - это опять же "мы". Нам нужно понять,
что Бог подсказал нам, как поступать в конфликтах, и что о сплетнях в этих подсказках нет ни
слова. Вот почему просто сказать, что кто-то что-то сделал или чего-то не сделал, если эти слова
могут повредить репутации человека и сказаны не по воле Божьей - это грех, независимо от того,
говорим ли мы правду или неправду. А если кто-то, услышав сказанное, порвет отношения с кем-
то или осудит кого-то - это не меньший грех. Бог предлагает улаживать все споры так - любой,
кто понимает, что он с кем-то в ссоре, или считает, что кто-то согрешил, должен сразу же искать
этого кого-то (независимо от того, кто виноват) и пытаться уладить ссору и примириться с этим
человеком (Мф.5:23-24 и Мф.18:15). Для Бога это важнее, чем поход в церковь и принесение
дара. Делать все это нужно с целью восстановления взаимоотношений каждого с Богом и друг с
другом. Это нужно делать потому, что мы грешники, спасенные только Его благодатью (Мф.5:22),
мы были заблудшими овцами, за которых Он умер (Мф.18:12-14) и нам прощено гораздо больше,
чем кто-либо должен нам самим (Мф.18:21-35). Если бы так делалось всегда, сплетен вообще не
могло бы быть, поскольку все вопросы решались бы между самими заинтересованными
сторонами. И последнее замечание, прежде чем мы начнем разговор о том, что же делать со
сплетнями. Если кто-то (сторона номер 1) рассказывает вам сплетни, это автоматически
означает, что он в конфликте с тем, о ком рассказывает (стороной номер 2). Сплетни всегда
свидетельствуют о существовании конфликта и дают понять, на чьей стороне в этом конфликте
находится (или чью сторону избрал) сплетник. Когда номер 1 вам сплетничает, он это делает
потому, что: а) хочет найти себе сторонника, который разделял бы с ним чувства обиды, гнева и
злости; и б) хочет, чтобы вы изменили свое отношение к кому-то. Если у вас с этим человеком
отношений не было, номеру 1 нет смысла с вами разговаривать. Сплетни несут с собой желание
разделять людей и извлекать выгоду для себя из этого разделения. Поэтому, когда номер 1
начинает вам рассказывать сплетни - говорит о номере 2 то, что вам знать не обязательно –
остановите его! Потом откройте Библию, 5-ю или 18-ю главу Евангелия от Матфея, дайте номеру
1 прочитать и спросите, говорил ли он лично с номером 2 об этой проблеме. Расскажите, что в
сплетнях плохого. Номер 1 ответит или "да" или "нет". Если "нет", скажите ему, что нужно сходить
к номеру 2 и поговорить о том, что его так волнует, что он даже сплетничает об этом. Объясните
номеру 1, что если он и другим успел насплетничать, он должен исповедоваться в этом перед
номером 2 (Иак.5:16), попросить прощения и все это сделать еще до того, как начнет говорить
непосредственно о сути дела. Номер 1 должен также пойти к тем, кому он сплетничал, и
попросить прощения за то, что сделал их "ушами". Скажите номеру 1, что вы у него спросите
через неделю, поступил ли он по слову Божьему. Или допустим, что вы остановили номер 1,
когда он рассказывал сплетни, он раскаялся, никому больше этих сплетен не рассказывал, а обо
всем и сам-то узнал из сплетен. Тогда идти к номеру 2 ему не нужно, но нужно пойти к тому, от
кого он это услышал, попросить прощения за то, что слушал сплетни, и сказать этому человеку,
что тому нужно сделать. Допустим, прошла неделя, вы спрашиваете номер 1, а он никуда не
сходил и ничего не исправил. Допустим, что суть дела такова, что молчанием делу не поможешь.
Мы можем, например, обсудить всем известные поступки или слова другого человека, чтобы чему-
то номер 1 научить, но тут мы должны удерживаться от сплетен сами (так поступал Павел,
говоря о Петре в Послании к Галатам и о человеке из коринфской церкви в 5-й главе 1-го
Послания к Коринфянам). Однако при обсуждении нельзя делать необоснованных утверждений и
не нужно судить о характере и мотивах людей. Итак, неделя прошла, номер 1 ничего не сделал, а
делать что-то нужно. Ваш следующий шаг - объяснить номеру 1, что ваши с ним отношения
теперь подпадают под схему Мф.18:15-17а. Снова разъясните ему настоятельную
необходимость открыть все перед Богом. Наставьте его на истину. Предложите свою помощь в
беседе с номером 2, но объясните также, что если он будет упорствовать в непослушании Слову,
вам, возможно, придется позвать еще кого-то и снова поговорить с ним - Мф.18:16. Теперь вы
имеете право (хотя и не обязаны) стать на следующую ступеньку на лестнице обличения по Мф.
18:15-17 а - при этом повинуясь Духу Святому в том, как, в каком темпе и в каком духе это
делать. Грех номера 1 заключается в нераскаянии в своей сплетне. Теперь давайте вернемся к
вашей первой беседе с номером 1. Допустим, он сказал, что ходил к номеру 2, но это ничего не
дало. Похвалите его, но объясните, что, как и прежде, ни вам, ни кому-то другому не нужно ничего
знать о сути их конфликта, то есть, если номер 1 будет продолжать вам что-то об этом
рассказывать, это будет та же сплетня. Объясните номеру 1, что у него два варианта: - или
пройти с номером 2 весь процесс, изложенный в Мф.18, или умыть руки, выполнив функцию
стража (Иезекииль 33). Если номер 1 хочет, чтобы вы вместе с ним пошли к номеру 2 в качестве
"свидетеля" (Мф.18:16), соглашайтесь. Но для того, чтобы быть свидетелем, вам все равно не
нужно знать ничего больше того, что у номера 1 ссора с номером 2 и ему нужно, чтобы кто-то
помог ему с номером 2 помириться. Вам даже не нужно знать, кто такой этот номер 2! Но
давайте допустим, что номер 1 сказал, что он с одним-двумя свидетелями сходил к номеру 2, но
тот их не послушал и продолжает упорствовать в своем грехе. Что же вам тогда делать?
Спросите, кто был свидетелем по Мф.18:16. Спросите, знает ли об этом церковь. Вам по-
прежнему не нужна никакая информация по сути конфликта от номера 1, но вы можете -
особенно если знаете номер 2 лично - уточнить у свидетелей, состоялась ли встреча и
действительно ли номер 2 отказался их слушать. Если свидетели все подтверждают, вы можете
поговорить с номером 2, раз вы знакомы, и посоветовать ему все уладить. Вы можете изменить
характер своих отношений с номером 2 - не из-за того, что он повздорил с номером 1, а потому
что номеру 2 нужно наставление свидетелей - в данном случае и ваше в том числе. Можете
попробовать собрать вместе номер 1, номер 2, свидетелей и вдобавок руководителей церкви,
чтобы далее обсудить дело (Мф.18:17). Прошу отметить, что описанный мной процесс никак не
влияет на ваши отношения с номером 2 до тех пор, пока номер 2 не проявит нежелание
продолжить библейский процесс разрешения конфликта. Заметьте также, что ваши отношения с
номером 1 в равной степени зависят от принятия им вашего наставления и увещевания. Короче
говоря, если вы все это проделаете, вам нечего бояться, что вы "схватите пса за уши" (Пр.26:17),
потому что вы не будете вмешиваться "не в свое дело", т.е. переходить пределы разумного. Вы
всегда будете на стороне Бога. С самого начала вы подвергнете себя двум опасностям. Первая,
менее опасная, - это то, что вы станете постоянно уговаривать обе стороны встретиться друг с
другом и решить вопрос (Мф.18:15). Вы будете уговаривать их обратиться к другим за помощью
(Мф.18:16) или даже предоставить этим другим разрешение спора (1 Кор.6:5). Вы несомненно
рискуете потерять двоих друзей. Но в духовном смысле большого риска нет. Вторая опасность
наряду с потерей друзей влечет за собой и духовный риск. Вы можете стать советником номеру
1. Вы рискуете дать убедить себя номеру 1, потерять всякую объективность и нейтралитет,
способствовать греху номера 1, перестав его обличать, превратить обиду номера 1 в свою
личную и согрешить против номера 2, изменив свое отношение к нему. Вот тут-то вы пса за уши
и схватите! (Посмотрите Пр.26:22!) Допустим, что читая мои слова, вы почувствовали обличение
в сплетнях, или в потворстве сплетням, или в том, что поддались чьим-то сплетням и изменили
свое отношение к кому-то. Пойдите к тому, кто вам насплетничал, попросите прощения за то, что
вы эти сплетни слушали и расскажите ему все, что вы по этому поводу думаете. Пойдите к тому,
кому насплетничали вы, попросите у него прощения и расскажите ему все, что по этому поводу
думаете. Пойдите к тому, кто был мишенью ваших сплетен, попросите прощения у него и
предложите вместе пойти к тому, с кем он в ссоре (помогая таким образом исправить то зло,
которому вы способствовали). Если вы так поступите, то дадите Богу возможность обратить ваши
прошлые грехи в добро ради славы Его - Рим.8:28 -, и все, кто узнает о вашем раскаянии и том,
что вы сделали, станут от этого немножечко лучше.

Уильям Д. Бонтрейгур
1710 C.R. 121
Hesperus, CO. 81326
USA