ЛЮБОВЬ, ЛЮБИТЬ

I. В греч. тексте НЗ понятие "любовь" передано двумя словами: филиа и агапэ (слово эрос, обозначающее
физическое влечение между мужчиной и женщиной, в НЗ не встречается):
1) глагол филео ("любить") и производное от него существительное филеа ("любовь") означают сердечную
привязанность, чувство нежности и т.п. (Лк 7:38,45; 15:20; 22:47; Деян 20:37). Эти слова употребляются,
когда речь идет о любви Бога Отца к Иисусу (Ин 5:20), а также - о любви между родителями и детьми (Мф 10:
37). В Ин 21:15-17 слово филеа подразумевает любовь Петра к Господу, но здесь оно противопоставлено
слову агапао;
2) малоупотребительное в мирском языке существительное агапэ и глагол агапао обозначают в НЗ
истинную любовь в широком смысле этого слова: любовь Бога к людям (Ин 3:16) и проистекающую из нее
любовь людей друг к другу (Мф 22:39), а также любовь к врагам (Мф 5:44), любовь мужчины к женщине (Еф 5:
25,28,33), но вместе с тем и эгоистическую любовь, способную направить человека на неверный путь (Лк 11:
43; 2Тим 4:10; 2Пет 2:15; 1Ин 2:15);
3) в Септуагинте представлены все оттенки значения слов филиа и агапэ. При переводе на современные
языки бывает трудно передать эти оттенки (ср. Ос 3:1). В еврейском тексте ВЗ для выражения таких
понятий, как "любовь", "жалость", "сочувствие", "благоволение", "страсть" и др. (тесно связанных с понятием
"любовь"), используются восемь еврейских слов. Большая часть этих слов обозначает как Божью любовь,
так и человеческую, в т.ч. и любовь между мужчиной и женщиной.
II:
1) в ВЗ прежде всего говорится о человеческой любви:
а) о любви мужчины и женщины, например Иакова и Рахили (Быт 29:20);
б) о мужской дружбе, например Давида и Ионафана (1Цар 18:3; 2Цар 1:26);
в) о родительской любви (Притч 13:24; ср. Евр 12:5-11);
г) заповедь любви к ближнему в первую очередь определяет взаимоотношения между израильтянами (Лев
19:18), но распространяется и на пришельцев, и даже на врага (Притч 25:21 и след.);
2) ВЗ многократно говорит и о любви человека к Богу. Взгляд человека, в первую очередь, должен быть
обращен к Богу: "И люби Господа, Бога твоего" (Втор 6:5). Из этой заповеди вырастает любовь к Богу,
подобная той, что, согласно Писанию, была у Соломона (3Цар 3:3). Такая любовь находит свое выражение в
радостном душевном излиянии: "Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!" (Пс 17:2). Эта любовь относится
также к "обители дома Божия" (Пс 25:8) и к Закону Божьему (Пс 118:97,113 и др.), поэтому часто встречаются
выражения: "любящие Бога и соблюдающие (сохраняющие) заповеди Его" (Исх 20:6; Втор 5:10; 7:9; Неем 1:
5), "любить Господа и служить Ему" (Втор 10:12; 11:13; Ис 56:6), "любить Бога и ходить путями Его" (Втор 11:
22; 19:9; Нав 22:5), "любящие Господа, ненавидьте зло!" (Пс 96:10);
3) человеческая любовь, в том числе и любовь к Богу, берет свое начало в Божьей любви к нам. Он избрал
народ Израиля не потому, что это был выдающийся народ, а потому, что любил его (Втор 7:6-8; Ос 11:1).
Любовь постоянно выступает как основной движущий мотив Божьих деяний (Ос 3:1; 11:7-9): "Я возлюбил вас,
говорит Господь" (Мал 1:2). Любящий Бог творит милость тем, кто Его любит (Втор 5:10), Он дарует им
великий мир (Пс 118:165) и хранит их (Пс 144:20). Любовь Бога порождает в человеке любовь к другому
человеку, к ближнему и пришельцу (Лев 19:18,34);
4) человеческая любовь может оказаться суетной, если ее объектом являются материальные ценности
(Еккл 5:9) или, что еще хуже, зло (Мих 3:2). Такая любовь подлежит Божьему суду, который, однако, есть не
что иное, как проявление Божьей любви. Господь лишь на малое время оставил народ Израиля, но затем
Он вновь обратится к нему и помилует его вечной милостью (Ис 54:5-8). Бог через Иеремию возвещает
Своему народу, терпящему бедствие: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе
благоволение" (Иер 31:3). В НЗ Божья любовь торжествует над человеческой неверностью благодаря
спасительному подвигу Иисуса Христа.
III. О Божьей любви к людям и о любви, вызываемой Богом в людях, в НЗ говорится гораздо чаще, чем в ВЗ:
1) центральным здесь является перенесенная из ВЗ заповедь любви к Богу и любви к ближнему (Мф 22:36-
39). "На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки", т.е. в них полностью выражена воля Божья в
отношении людей;
2) вся человеческая любовь основана на искупительном и спасительном действии Божьей любви в Иисусе
Христе (Ин 3:16). Любовь Бога к отчужденному от Него, погрязшему в грехе человечеству потребовала
жертвы - смерти Его Сына, которая принесла спасение человечеству и даровала ему новую жизнь.
Следовательно:
а) движущей силой этой любви является воля Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли
познания истины" (1Тим 2:4);
б) благодаря любви Отца к Сыну (Мк 12:6; Ин 15:9) Иисусу было поручено дело спасения (Ин 3:35);
в) Божья любовь к людям проявляется в том, что Иисус сердечно, с любовью относится к ним: Он любит
богатого юношу (Мк 10:21), Лазаря (Ин 11:3,36) и его сестер, грешников (Мф 9:9 и след.; Лк 15:2) и "Своих,
сущих в мире" (Ин 13:1);
г) Своим самопожертвованием Иисус доказал Свою любовь к грешным людям. Он возлюбил каждого
человека задолго до того, как человек смог осознать это (Рим 5:6-8,10; Гал 2:20);
д) цель исполненного любви служения Иисуса - искупление человечества от рабства зла (Мк 10:45). В Нем
действует любовь Божья, которая стремится примирить нас с Богом и привести к новой жизни (Рим 5:8-11;
Еф 2:4-6);
е) каждый человек должен возлюбить Иисуса. Если мы любим Его, то Бог Отец любит нас (Ин 16:27);
3) возвещаемая в НЗ Благая Весть всегда направлена на то, чтобы мы постигли Божью любовь во Христе,
оставались верны ей и таким образом преображались под ее воздействием:
а) об этом свидетвует притча о грешнице (Лк 7:36-50). Очевидно, перед описанным событием Иисус
проповедовал в местной синагоге о том, что Бог приемлет грешников. Кто осознает глубину собственных
прегрешений и силу любви Божьей, тот способен "много возлюбить" (ст. 47). Но человек, изначально
мнящий себя праведником, как в данном случае хозяин дома, не может познать любви Господа и поэтому не
проникается любовью к ближнему. Преображающее воздействие любви Божьей показано на примере Закхея
(Лк 19:8) и Петра (Лк 5:8). Путь Петра, отрекшегося от Иисуса, но вернувшегося к Нему и принятого Им (Лк 22:
31 и след.; Ин 21:15 и след.), позволяет познать любовь Бога, Который "верен" даже тогда, когда мы
неверны Ему (2Тим 2:13): Он всегда готов проявить Свою всепрощающую любовь и доброту;
б) верующим надлежит постоянно пребывать в любви к Богу и ближним (Ин 15:9 и след.): от этого зависит
наше познание Христа (2Пет 1:7 и след.; 1Ин 4:7 и след.). Не любящий брата своего "не есть от Бога" (1Ин 3:
10), а любящий "перешел из смерти в жизнь". "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот
лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы
имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1Ин 4:20 и след.);
в) вероятно, исходя из этого, следует понимать и Откр 2:4, где превознесенный Господь сообщает ангелу
Эфесской церкви: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою". Любовь Бога
предшествует любви человеческой: Он прежде возлюбил людей (1Ин 4:19) и разбудил в них истинную
любовь;
4) Любовь Христова, проистекающая от Отца, "объемлет" (2Кор 5:14) учеников и последователей Христа
так, что они всё более руководствуются ею и становятся свидетелями своего Господа:
а) благодаря Христовой любви ученики стали "друзьями" Иисуса [(Ин 15:9-15), "любимые", "доверенные"]; Он
открыл им Божий путь и Божью волю, поэтому они совершенно осознанно могли исполнять Его заповеди;
б) в своем служении ученики Христа руководствуются любовью (2Кор 5:14-21), которая делает
совершенными все дары Духа: прорицание, познание, веру и добрые дела (1Кор 13:1-3). Эта любовь
долготерпит, милосердствует; она не знает зависти, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не
ищет своей корысти, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; она "все
покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Она ведет учеников за Учителем, заставляя их
порой жертвовать своими жизнями по примеру их Господа (Мф 20:23; Мк 10:39; Ин 21:18 и след.; Еф 5:2; 1Ин
3:16). Примечательно, что самые глубокие высказывания о любви мы находим именно у Иоанна, "ученика,
которого любил Иисус" (Ин 13:23 и проч.);
в) Любовь, которая заповедана Церкви Самим Иисусом (Ин 13:34 и след.), становится отличительным
признаком учеников Христа (Деян 2:47; 5:13). Служение друг другу должно совершаться в любви (Мк 10:43 и
след.), и эта любовь должна постоянно возрастать (Флп 1:9; 2Фес 1:3). К этой мысли апостолы вновь и
вновь возвращаются в своих посланиях (Флп 2:2; Кол 3:14; 1Пет 1:22; 2:17; 4:8; 1Ин 4:7; Евр 10:24; 13:1).
Иная мотивация отношений в Церкви ведет к заблуждению (см. 1Кор 8:1; Гал 5:13). Не следует, однако,
забывать, что любовь не должна означать терпимости к греху и злу внутри Церкви (Мф 18:17; Ин 2:15; 1Кор 5:
11,13);
г) благодаря христианской любви происходит и внутреннее обновление всего общественного устройства:
изменяются отношения между мужем и женой (Еф 5:21-33; Кол 3:18 и след.; 1Пет 3:1,7), отношения между
родителями и детьми (Еф 6:1-4; Кол 3:20 и след.), отношения между господами и рабами и т.д. (Еф 6:5-9;
Кол 3:22 - 4:1; 1Пет 2:18-21).
д) выражение глубочайшей связи с Господом - это исполнение заповедей о любви к Богу и своему брату;
любящий пребывает в любви Божьей. По любви к Нему Бог узнаёт христианина (1Кор 8:3); тем, кто любит
Бога, "все содействует ко благу" (Рим 8:28). Вера христианина "действует любовью" (Гал 5:6); верующий
осознает свое страдание как знак того, что он пребывает в руке возлюбившего его Бога (Евр 12:6 и след.;
Откр 3:19). Сила любви превосходит даже силу смерти, ибо любовь "никогда не перестает" (1Кор 13:8-13).
Любовь является частью грядущего мира, нового миро-здания, и благодаря ей мы можем уже здесь и сейчас
стать его частью; 5) однако наряду со спасительной любовью Божьей и любовью к Богу существует и
губительная любовь, уводящая от Бога. Так, люди выявили склонность любить тьму даже тогда, когда им
был явлен свет, спасительное Божье деяние в Иисусе (Ин 3:19). Возлюбив человеческую славу более, чем
славу Божью, высокопоставленные евреи, даже уверовав в своем сердце, отказывались исповедовать
Иисуса (Ин 12:42,43). Так, сотрудник Павла Димас, прельстившись миром, оставил Павла, а вместе с ним и
Господа (2Тим 4:10). Поскольку человеческое сердце склонно к губительной любви, то Иисус и апостолы
призывают сделать решительный выбор: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет
любви Отчей" (1Ин 2:15). Если сердце любит богатство, то оно уже не способно полюбить Бога (Мф 6:24).
Привязанность человека к семье не должна отдалять его от Бога, Иисуса следует возлюбить более, чем все
сущее в мире (Мф 10:37; Лк 14:26). Священное Писание, приводя слова Христа: "Сберегающий душу свою
потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее", учит любить Его больше собств. жизни (Мф
10:39; 16:25; Ин 12:25).