МОЛИТВА

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
евр. тефилла, "молитва", "обращение к Богу"; глагол атар имеет значение "молиться", когда речь идет о
человеке, и значение "снисходить к просьбе", когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, "просьба"; просэухэ,
"молитва"; проскюнейн, "молиться (преклонив колени)"; во все времена у всех народов было принято совершать
молитву. Человек - высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (1) и предназначен для общения с
Ним. Духовно возрожденный христианин только в молитве получает возможность общаться с Богом. Человек
обладал этим изначально, о чем свидетельствует Быт 3:8 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он
лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, "новый человек" смог поклоняться Богу "в духе
и истине" (2). Христианин произносит молитву не по собственной воле, а по побуждению Св. Духа (3), которым
он исполнен (4). Св. Дух свидетелельствует о Себе верующему и обнаруживает Себя в молитве, даже Сам
молится в человеке "воздыханиями неизреченными" (5) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно,
что истинная христинная молитва - не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу,
выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что молитва -
это только монолог души. Обращение к Богу - это образ жизни, атмосфера, в которой живет духовный человек.
Молитва выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (6); благоговение пред Всевышним (7);
сыновнюю любовь к Отцу (3,8); любовь к ближнему и ходатайство за него (9; 10); сомнение, нужду и искушение
(11-13); жалобы, просьбы и даже упреки (13-15). Молитва жизненно необходима христианину, и апостол Павел
настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (16-18). Под молитвой здесь подразумевается не только
разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божьим присутствием. “Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся,
облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и
назидайте один другого, как вы и делаете. (1Фес 5:10).
II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ
Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (19-22) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния
или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (23; 33). Этому повелению Господа
соответствует Его обещание внять искренней молитве (19;20;25;). Многочисл. библейные примеры (26-28) и
свидетва на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет молитве.
В Библии оговариваются условия, при которых молитва человека может быть услышана Богом. Но эти условия
не подразумевают автоматизма в совершении молитвы (если я сделаю все правильно, то у ме-ня должно все
получиться):
а) как видно из начальных слов молитвы "Отче наш" (29), рассчитывать, что его молитвы будут услышаны,
может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (30; 31).
Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (22). Подобный человек обретет все, о чем он
просил во имя Иисуса, т.е. в соответствии с Его волей (22; 32). Также будут услышаны молитвы смиренного (33),
ищущего Бога (34), просьбы нуждающегося (35; 19);
б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (22, 37, 38). При этом, видимо, имеется в виду
не только та молитва, которую молящийся совершает в соответствии с Его заповедью, но и молитва, в которой
он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (39),
самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой молитвы
заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в молитве может и
должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей;
в) Молитва человека, который опирается на Божье обетование, требует веры (40;41) и твердости духа (42).
Такая молитва будет услышана. Вера требует повиновения (43), и поэтому молитва - это также проявление
послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера - не плод набожного сознания, иначе и
воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согласно ВЗ, верить означает "укрепляться" в Боге, т.
е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на молитву и колеблющимся в вере (44). Поскольку ответ
на молитву не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры;
г) искренность наших молитв и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать
к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока молитва не будет услышана. Свой совет
Он подкрепляет притчами о настойчивом друге: “положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в
полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего
предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною
на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по
неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и
найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Лк
11:5-10) и о докучливой вдове (45). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает
Его от человека. Даже настойчивая молитва плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если
человек пытается управлять Божьей волей, его молитва не может произноситься во имя Иисуса. На молитву
распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам;
д) молящийся взывает к Богу: "Да будет воля Твоя" (29). Вера человека не должна поколебаться, если на его
молитву Бог ответит не так, как он ожидал. Основа молитвы - смирение, которое не позволит усомниться в Боге
даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит
нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши
молитвы (46), а также то, что Отец Небесный "даст блага просящим у него" (Мф 7:11). Ап. Павел на свою
настойчивую молитву получил от Господа ответ: "Довольно для тебя благодати Моей" (2Кор 12:9).
III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ
1) внутреннее состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определенных молитвенных
позах: стоя или коленопреклоненным. При молитве коленопреклонение выражает смирение молящегося: “Для
сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое
отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во
внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви,
могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую
разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.” (Еф 3:14) (47-52); Часто молитву
произносили стоя (53), что могло быть выражением искренности (54), при этом руки с раскрытыми ладонями
простирали к небу . “Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва
вечерняя”. (Пс 140:2).  (55,56); Молясь, человек возводил руки вверх (57-58), как бы для принятия Божьих даров.
“Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;”
(1Тим 2:8) и др. (55, 59). Мытарь же, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (33). Складывать руки
во время молитвы стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;
2) обычно молитва совершается утром (61; 62), днем (63, 78) и вечером (64; 65). Но и ночные молитвы также
обращены к Богу (66; 67) - Иисус иногда молился в течение всей ночи (68). Апостол Павел не связывал молитвы
с определенным временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (16, 45,70,71). Даниил молился в
определенные часы, которые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме
(65,73,74);
3) для молитвы существовали специальные места. Это могла быть горница (73), кровля дома (63), а также
"комната" (75) - вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (76). Святилище, храм является не только
местом богослужения, сюда часто приходили верующие чтобы помолиться в одиночку (77). Вне храма люди
молились, повернувшись лицом в направлении святилища (79; 80), а за пределами страны - в направлении
Израиля (81; 73). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается молитва, а духовное
состояние молящегося. “Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно
поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе
сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся,
ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу
в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине”. (Ин 4:20-24).

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ
  Первые христиане совершали молитвы, используя тексты Ветхого Завета (6, 7, 11-15). Тем самым они
подтверждали внутреннюю общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли молитвы,
совершавшиеся в синагоге, среди которых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургичическую
форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и молитвы. (36, 82). Наряду с этими, установившимися формами
молитвы в Библии встречаются и другие, более свободные (83). Помимо молитвы, произносимой вслух (84-88),
упоминается и безмолвная молитва (89). Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность
Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне. “И, когда молишься, не будь, как
лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед
людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату
твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст
тебе явно”  (Мф 6:5,6).
Действенность молитвы зависит не от частоты ее повторения - не следует подражать многословию язычников
(90), - а от искренности (91) и душевного состояния молящегося (33). По просьбе учеников, Иисус дал им
пример истинной молитвы: “Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да
будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи
наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” (Лук
11:2-4).
V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ
К молитве Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (24; 10):
1) Ветхий Завет богат славословиями, обращениями к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога
и поклоняться лишь Ему (60), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. (49; 92). Ангелы также
взывают к Господу (93) и восхваляют Его (94) всем небесным воинством (95). Даже Сам Сын молится Отцу (96)
как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитвенными славословиями Господу
наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (69; 97-99). Но лишь
совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и молитву (100;101). “И поют новую песнь, говоря:
достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого
колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем
царствовать на земле. (Откр 5:9-10)
2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение - это молитва, восхваляющая Божью любовь
(104-105 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (10, 99, 103, 106, 107 и др.). Павел
призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (103; 17 и т.д.) и "бодрствовать в молитве" - “Будьте
постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением” (Кол 4:2).
3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога
не только об удовлетворении своих духовных потребностей (109;108), но и о вполне материальных вещах. Так, в
молитве "Отче наш" просьба о хлебе насущном является основной (29). Но все же в первую очередь человек
должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (29). Тем, кто молится
об этом, обещано, что и все остальное "приложится" им (110). Человек прежде всего просит о прощении грехов,
об укреплении в вере (111,112) и об избавлении от искушений (29). Апостол Павел сосредоточивается в своих
просьбах на проповеди Евангелия (108; 17; 113), а Иисус особо наставляет Своих последователей молить
"Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф 9:38). С просьбами о пришествии Царства
Божьего первые христиане соединяли молитву о Втором пришествии Иисуса Христа (114);
4) каждый христианин по своей сущности - священник и потому должен совершать священнические молитвы -
моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библийными молящимися. Высочайший
образец ходатайственной молитвы - моление Иисуса о Его врагах (72). По примеру Иисуса поступил и Стефан
(115). Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах
Содоме и Гоморре (116). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые
пожертвовать своим блаженством (117; 118) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя
моления встречаются и в ВЗ (119-123 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ: “Не молю,
чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною
Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя,
чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут
все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал
Меня. (От Иоанна 17:15-21), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах
(9; 124; 125), о начальстве (126) и об отдельных христианах. Кроме того, Павел просит, чтобы общины
поддержали своими молитвами не только его самого, но и его соратников (126;127).
VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА
В ВЗ молитвы обращены к Богу (129-133). Иисус также возносит молитву к Отцу, Господу в небесах (134-136 и т.
д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (137), и после Его воскресения стали
воздавать божественные почести и обращать к Нему молитвы (138;139). В Своих прощальных наставлениях
Христос говорит о молитвенных просьбах, которые будут обращены к Нему. “И если чего попросите у Отца во
имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.” (Ин 14:
13,14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (115; 140) подтверждали, что они почитают
Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с молитвой так же, как и к Его Отцу (141). И в конце
дней, когда Иисус передаст все Отцу (142), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (143). Слова
Иисуса: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин 14:6)"
распространяются и на молитву. В НЗ большинство молитв обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа.
VII. ССЫЛКИ
1)        И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил
их.( Быт 1:27)
2)        Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Ин 4:24)
3)        Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять
жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче! (Рим 8:14,15)
4)        Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась
Святаго Духа,( Лк 1:41).
5)        Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух
ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.( Рим 8:26)
6)        Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа
и не забывай всех благодеяний Его.( Пс 102:1,2)
7)        Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и
землю и море и все, что в них!( Деян 4:24)
8)        А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"(Гал 4:6)
9)        Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы
исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,( Кол 1:9)
10)        Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,(
1Тим 2:1)
11)        Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.( Пс 21:2)
12)        Для чего, Боже, отринул нас навсегда? Возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? (Пс73:1)
13)        Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою. Господи! услышь
молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. (Пс101:1,2)
14)        Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла
коварных, от мятежа злодеев,(Пс63:2,3)
15)        Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?(Пс88:47)
16)        утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;(Рим12:12)
17)        Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог
отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне
возвещать.( Кол 4:2,3)
18)        Непрестанно молитесь.( 1Фес 5:17)
19)        и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс49:15)
20)        Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;( Мф 7:7)
21)        Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,(Лк18:1)
22)        И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего
попросите во имя Мое, Я то сделаю. (Ин 14:13-14).
23)        Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на
котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но
на Твое великое милосердие.(Дан9:18)
24)        Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания
пред Богом(Фил 4:6)
25)        Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.( Мк 11:
24)
26)        возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я
услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;( 4Цар
20:5)
27)        Из тесноты воззвал я к Господу, - и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.(Пс117:
5)
28)        Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. И вот, Ангел
Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И
цепи упали с рук его.( Деян 12:5,7)
29)        Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да
будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как
и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть
Царство и сила и слава во веки. Аминь.(Мф 6:9-13)
30)         Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы
опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух
свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. (Рим 8:15)
31)        но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены,
подчинился закону, чтобы искупить  подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог
послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал 4:4-6)
32)        …Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не
просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. (Ин 16:23-24)
33)        Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже!
будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо
всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк 18:13-14)
34)        А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и
ищущим Его воздает. (Евр 11:6)
35)        И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали. И привел Господь на них
военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в
Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов
своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на
царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог. (2Пар 33:10-13)
36)        О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути
Его!(Рим 11:33)
37)        Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
(Ин 16:24)
38)        Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы
ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди
них. (Мф 18:20)
39)        Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он
предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между
многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал,
тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? (Рим 8:28-31)
40)        Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только
сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и
все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Мф 21:21,22)
41)        Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с
горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного
для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Мф 17:20,21)
42)        И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба
Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу
Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. (Мф 4:19-21)
43)        Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению
тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по
повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через
Иисуса Христа, слава во веки. Аминь. (Рим 14:24-26)
44)        Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец
отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мк 9:23,24)
45)        Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был
судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему,
говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и
Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила
больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?  Бог ли не защитит
избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? (Лк 18:1-7)
46)        И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда
мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него.
(1Ин 5:14,15)
47)        ибо Соломон сделал медный амвон длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три
локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян, и
воздвиг руки свои к небу, (2Пар 6:13)
48)        А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней
одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему (Езд 9:5)
49)        Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
(Пс 21:28)
50)        Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое
колено, Мною будет клясться всякий язык. (Ис 45:23)
51)        Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я
человек грешный. (Лк 5:8)
52)        дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык
исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Флп 2:10)
53)        И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам
согрешения ваши. (Мк 11:25)
54)        … Авраам же еще стоял пред лицем Господа. (Быт 18:22)
55)        И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки
свои к небу, (3Цар 8:22)
56)        И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я
не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте
делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за
вдову. (Ис 1:15-17)
57)        И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;
(Исх 17:11)
58)        Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. (Пс 133:2)
59)        Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу; громы перестанут, и града
более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля; (Исх 9:29)
60)        и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и
не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. (Второз 4:
19)
61)        Господи! рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и буду ожидать (Пс 5:4)
62)        Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю. (Пс 118:147)
63)        На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома
помолиться. (Деян 10:9)
64)        А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней
одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему (Езд 9:5)
65)        Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой (Пс 54:18)
66)        Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей. (Пс 41:9)
67)        Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. (Пс 118:55)
68)        В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. (Лк 6:12)
69)        Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.  (Рим 11:36)
70)        И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через
Него Бога и Отца. (Кол 3:17)
71)        Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе
Иисусе. (1Фес 5:16-18)
72)        Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.  
(Лк 23:34)
73)        Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты
против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это
делал он и прежде того. (Дан 6:10)
74)        Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя.(Пс
140:2)
75)        Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который
втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф 6:6)
76)        И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно,
святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и
светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. В один день он пришел туда, и зашел в
горницу, и лег там… И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. (4Цар 9:11,33)
77)        Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости,
прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма,
постом и молитвою служа Богу день и ночь. (Лк 2:36,37)
78)        Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. (Деян 3:1)
79)        при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем
Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему (3Цар 8:38)
80)        Когда выйдет народ Твой на войну против неприятелей своих путем, которым Ты пошлешь его, и будет
молиться Тебе, обратившись к городу сему, который избрал Ты, и к храму, который я построил имени Твоему,
тогда услышь с неба молитву их и прошение их и сделай, что потребно для них. (2Пар 6:33,34)
81)        и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их,
и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к
храму, который я построил имени Твоему, тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение
их и сделай, что потребно для них; (3Цар 8:48)
82)        И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал
Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. (1Тим 3:16)
83)        Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам
Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим 8:26)
84)        И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к
Господу о Израиле, и услышал его Господь.(1Цар 7:9)
85)        К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.(Пс 16:6)
86)        И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он
услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. (Ионы 2:2-3)
87)        Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил
дух. (От Луки 23:46)
88)        Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и
землю и море и все, что в них! (Деян 4:24)
89)        Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в
сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. (1Цар 1:13)
90)        А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут
услышаны; (Мф 6:7)
91)        И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может
усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было
дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля
произрастила плод свой. (Иак 5:15-18)
92)        Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. (Ис 45:22)
93)        Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и
двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь
Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6:2,3)
94)        И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава
в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13-14)
95)        Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все,
что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются. (Неем 9:6)
96)        В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие
от мудрых и разумных и открыл то младенцам; (Мф 11:25)
97)        Ему слава во веки веков. Аминь. (Гал 1:5)
98)        А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или
о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. (Еф 3:20-21)
99)        Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
(Тим 1:17)
100)        После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех
племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми
ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и
Агнцу! (Откр 7:9-10)
101)        После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил:
аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! (Откр 19:1)
102)        Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во
всем мире. (Рим 1:8)
103)        благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, (Еф 5:20)
104)        …Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. (Ин 11:41)
105)        И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь -то я восхвалю Господа…(Быт 29:35)
106)        Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во
всем мире. (Рим 1:8)
107)        Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово
утвердилось в вас (1Кор 1:4-6)
108)        Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев,
устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в
готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные
стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и
прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о
всех святых и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну
благовествования,  для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
(Еф 6:13-20)
109)        Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы
выслал делателей на жатву Свою. (Мф 9:37-38)
110)        Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф 6:33)
111)        но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
(Лк 22:32)
112)        Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин 17:15)
113)        Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и
чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. (2Фес 3:1,2)
114)        Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр 22:20)
115)        и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И,
преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. (Деян 7:
59,60)
116)        ...Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь
праведного с нечестивым? (Быт 18:22,23)
117)        прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. (Исх 32:32)
118)        я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим 9:3)
119)        Но когда они возопили к Господу и сказали: "согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить
Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе" (1Цар 12:10)
120)        Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною,
ибо Я не услышу тебя. (Иер 7:16)
121)        Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они
будут взывать ко Мне в бедствии своем. (Иер 11:16)
122)        И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. (Иер 14:11)
123)        Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего,
Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в
поругании у всех, окружающих нас. (Дан 9:16)
124)        непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, (Еф 1:16)
125)        Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас
принося с радостью молитву мою (Флп 1:3,4)
126)        Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за
царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и
чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли
познания истины. (1Тим 2:1-4)
127)        Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую
я и в узах (Кол 4:3)
128)        Братия! молитесь о нас. (1Фес 5:25)
129)        И преклонился человек тот и поклонился Господу (Быт 24:26)
130)        Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу (Исх 34:20)
131)        Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом
Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. (2Цар 12:20)
132)        воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его. (Пс 28:2)
133)        поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля! (Пс 95:9)
134)        В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие
от мудрых и разумных и открыл то младенцам; (Мф 11:25)
135)        И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня
чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Мф 26:39)
136)        В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил
сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. (Лк 10:21)
137)        Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. (Ин 9:38)
138)        Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)
139)        и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. (Мф 28:17)
140)        но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне
и в день вечный. Аминь. (2Пет 3:18)
141)        дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. (Ин 5:23)
142)        Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
(1Кор 15:28)
143)        И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея
каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. (Откр 5:8)