Покаяние.

В Библии ясно говорится, что к покаянию призывает Сам Бог, Его благость (1). Бог обращает Свой народ, и
народ кается (2).  Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное «и говорит: покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное» (Матфея, 3:2). Бог не хочет смерти "беззаконника", Он желает, чтобы
грешник "обратился от путей своих и был жив" (Иезекииля, 18:23) (3).
В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться. «С того времени Иисус начал проповедывать и
говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матфея, 4:17), даруя покаяние не только Своему
народу Израилю, но и язычникам (4). Покаяние, к которому призывают апостолы (5), - это не насилие человека
над собой, а обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Матфея,18:11). Из
притчи о блудном сыне (Луки,15:10-32) становится ясно, что покаяние человека заключается в исповедании им
своей вины (6) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком. «Признавайтесь друг пред
другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.»
(Иакова, 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертвенной смерти Иисуса Христа,
«и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.» (Луки,
24:47).
Покаяние и обращение начинаются с отказа от самооправдания и с отказа человека от своей предыдущей
жизни. В Ветхом и Новом Завете находим упоминание о покаяние сопровождаемое внешними проявлениями:
постом и облачением в траур (7), плачем (8), разрыванием одежд (9), биением себя в грудь (10). Пророки во все
времена выступали против внешнего покаяния, не сопровождавшегося искренним обращением. Иоиль
призывает вместо разрывания одежд "раздирать" сердца: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне
всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к
Господу Богу вашему;» (Иоиль,2:12,13), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства,
оставляющего в забвении "достойный плод покаяния" (Матфея, 3:7). Истинное покаяние, начинающееся с
признания собственной вины (11), ведет к совершению праведных поступков (12), включая отказ от прежнего
образа жизни. «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для
греха: как же нам жить в нем?» (Римлянам, 6:1,2).

Покаяние тесно связано с верой, возрождением и крещением «и говоря, что исполнилось время и приблизилось
Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка, 1:15) ; (13); «Петр же сказал им: покайтесь, и да
крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу'чите дар Святаго Духа.» (Деян 2:38).
Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь
единожды «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся
причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять
обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр 6:4-6). Таким
образом, несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к покаянию имеет свои пределы. Человек
кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос «Который не имеет нужды ежедневно, как те
первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это
однажды, принеся в жертву Себя Самого.» (Евр 7:27);  «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию,
однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:12. );  «По сей-то воле освящены мы
единократным принесением тела Иисуса Христа.» (Евр 10:10). Сознательное совершение тяжкого греха может
сделать покаяние невозможным, т.к. истинное покаяние включает не только признание вины, но и отказ от
греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (14). После Второго пришествия
Иисуса покаяние станет невозможным. Именно поэтому в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова звучит
призыв не откладывать обращение и покаяния до смертного одра,что было обычным явлением в древней
Церкви. «Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до
смерти.» (Сираха,18:22). Наряду с покаянием как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к
Богу, существует повседневное покаяние, каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды:
"умерли со Христом" (Рим 6:8), "умер однажды", но, несмотря на это, необходимо "почитать себя мертвыми".
Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но постоянно подтверждается и укрепляется.

В Библии содержится множество проповедей о покаянии. Главными проповедниками покаяния в Ветхом Завете
были Иеремия (15), Иона (16), а в Новом Завете - Иоанн Креститель: “В те дни приходит Иоанн Креститель и
проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.”(Мф 3:1,2). Эту
традицию продолжил Иисус, а апостол Петр ввел ее в древней Церкви (17). В проповеди о покаянии человеку
указываются пути Господни. “Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к
Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив”(Исаия 55:7);” (18) и обличаются его
собственные "злые пути", ведущие к несправедливости (19) и в конечном итоге - к смерти (20). Эта проповедь
отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения. “как написано в книге
слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте
стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути
сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие”(Лк 3:4-6). В этом и заключается ее отличие от
предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди покаяния является обращение грешника,
принятие им Евангелия (21) и прощение грехов (22, 23). Церковь по повелению Христа обязана проповедовать
покаяние всему человечеству. “Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду
покаяться,ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством
предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых” (Деян 17:30).

1)        «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость
Божия ведет тебя к покаянию?»(Римлянам, 2:4)
2)        «Но такими делами Ты поучал народ Твой, что праведному должно быть человеколюбивым, и внушал
сынам Твоим благую надежду, что Ты даешь время покаянию во грехах» (Книга Премудрости Соломона, 12:19).
3)        «А когда скажу беззаконнику: "ты смертью умрешь", и он обратится от грехов своих и будет творить суд и
правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не
делая ничего худого,- то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он
стал творить суд и правду, он будет жив.» (Книга пророка Иезекииля, 33:14-16)
4)        «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в
жизнь.»(Деяния,11:18)
5)        «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов;
и получите дар Святаго Духа.»(Деяния, 2:38)
6)        «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от
всякой неправды» (1Иоана,1:9)
7)        «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого»
(Иона, 3:5)
8)        «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла
алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать
волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Луки, 7:37,38)
9)        «Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на
бороде моей, и сидел печальный» (Ездры, 9:3)
10)        «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже!
будь милостив ко мне грешнику!»(Луки, 18:13)
11)        «поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.»(Иов, 42:6)
12)        «проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния.»(Деян 26:
20)
13)        «и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима»
(Лк 24:47)
14)        «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.» (Рим 9:18)
15)        Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь
Бог наш.(Иеремия,3:22)
16)        И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором
сказал, что наведет на них, и не навел.(Иона,3:10)
17)        “Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи
братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения
грехов; и получите дар Святаго Духа.”  (Деян 2:37,38).
18)        "обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал
вам и отцам вашим из века в век; и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не
прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла" (Иер 25:5,6)
19)        “Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в
чертоги свои”(Ам 3:10)
20)        “так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти”(Иер 21:8)
21)        “и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие”
(Марка 1:15)
22)        “и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима”
(Лк 24:47);
23)        “Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и
прощение грехов” (Деян 5:31).