Покой, успокоиться

Покой, почить, успокоиться - этими словами в Библии передается как состояние Бога, так и состояние
человека по окончании дел. Выражение "почить от дел" встречается и в начале Библии (Быт 2:2), и в ее
конце (Откр 14:13). Истинный покой означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его
установлений. Покой, установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех
пор в мире царствует беспокойство (Еккл 2:23), проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел
человека к тому, что он вынужден был теперь добывать свой хлеб тяжелым трудом (Быт 3:17-19; 4:12).
Вместо того чтобы жить в покое, наслаждаясь Божьими дарами (Еккл 4:6; Мф 6:26 и след.), человек
стремится обезопасить свое существование накоплением богатства (Пс 38:7; Лк 12:19). К этому
добавляется беспокойство, вызываемое человеческой злобой (Пс 54:17-23; Иак 3:8). Особенно трудно
найти покой людям, одержимым злыми духами (Мф 12:43-45; Мк 5:4). Мир, в котором живут люди, тоже не
знает покоя, он наполнен войнами или ожиданием их (Мк 13:7). В этом мире суеты Бог создал народ,
который призван к покою. Поэтому Бог заботится о достаточном материальном обеспечении Израиля (Исх
3:8), так чтобы каждый седьмой день мог быть у них днем покоя. (Исх 20:8-10). Пашня также должна
отдыхать каждый седьмой год (Лев 25:2-7). Бог дает Своему народу установления, закрепляющие за
каждым человеком его права. Там, где эти установления не соблюдаются, Бог предлагает обездоленным
Свою помощь и защиту (Пс 54:19; 90:1 и след.). Народ Израиля пребывает в состоянии покоя, пока
остается на путях Божьих (Нав 21:44 и след.; 3Цар 5:18; 8:56). Спасение станет полным, когда Бог будет
находиться в покое среди Своего народа (2Пар 6:14; Пс 131:8,14). Предпосылкой такого покоя было
послушание народа завета, но Израиль, "ходивший иными путями", редко пребывал в этом состоянии.
Следствием этого стало то обстоятельство, что израильтяне не достигли в Ханаане окончательного
осуществления Божьих обетований (Евр 4:3,6). Народ Израиля не достиг покоя, который продолжает
оставаться обетованием. Поэтому пророки говорят о грядущем ненарушаемом покое (Ис 32:18), к
которому Дух Божий приведет Своих (ср. Ис 63:14). Эти обетования осуществились в Иисусе Христе, на
Котором почил Дух Господень (Ис 11:2) и Который дарует душевный покой несущим Его иго, т.е.
разделяющим с Ним Его дело (Мф 11:29). Принадлежащие к Его народу более не обременяют себя
заботами о физическом существовании, поскольку всё получают из рук Бога (ср. Мф 6:25 и след.). Они
участвуют в труде (2Фес 3:10 и след.) и, довольствуясь тем, что имеют (1Тим 6:6-10), пребывают в любви и
мире с Богом. Несмотря на это, покой все еще остается целью, поскольку верующих постоянно
подстерегают искушения, исходящие как извне (Еф 6:11), так и из самой Церкви (Деян 20:28-31); на них
обрушивается вся ненависть мира (Мф 10:22). Но это преходящие страдания, которые не могут
обеспокоить душу, поскольку жизнь верующих сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3), в них живет Христос
(Гал 2:20). Он победил мир (Ин 16:33); принадлежащие Ему являются соучастниками Его победы (1Ин 5:4;
Откр 17:14), если они не потеряли безопасный и крепкий якорь надежды (Евр 6:19). Тот, кто наперекор
всем трудностям неотступно продвигается к цели (Евр 4:11), найдет совершенный покой от всех своих дел
(Откр 14:13) под защитой вечного общения с Богом (Откр 7:14-17).