Тело

I. Тело - это обиталище земной  жизни. (2Кор 5:6,8; Евр 13,3; ср. Лев 17:11). Тело часто отождествляется с
плотью; например в Пс 37:4,8 ("нет целого места в плоти моей", т.е. болит все мое тело). Но под плотью
чаще всего подразумевается живая субстанция, живой материал, в то время как тело - это чудотворный
организм, в котором обитают душа и дух. В еврейском и греческом текстах встречается множество
выражений, которые обычно переводятся словом "тело".
II. Человеческое тело - свидетельсво мудрости и могущества Бога Творца (Быт 1:26,27; 2:18-25; Пс 138:13-
15). Чудесна связь тела, души и духа, образующих абсолютное единство и совокупно освящаемых Богом
(1Фес 5:23; ср. также Пс 38:4; 72:26; Мф 6:25; 1Кор 5:3; 7:34; Иак 2:26). В Библии, в отличие от священных
книг языческих религий и сочинений древних философов, нет ни одного пренебрежительного слова о теле.
Если Платон называет тело "темницей души", то в Рим 8:23 говорится о будущем "усыновлении,
искуплении тела нашего".  Десять заповедей являются прямым свидетельством того, что Бог желает
защитить и сохранить человеческое тело (Исх 20:1-17). Соблюдающему заповеди обещано продление его
земной жизни (ст. 12). Высшим проявлением совершенства человеческого тела стало воплощение Иисуса
Христа (Ин 1:14). Иисус - это Божий дар человечеству, Он устранял телесные недуги, исцелял немощных и
воскрешал мертвых. С тех пор как Бог в Иисусе явился во плоти (1Тим 3:16), тело верующих представляют
собой храм Св. Духа (1Кор 6:19,20).
III. Библия не умалчивает о том, как сильно страдает человеческое тело после грехопадения, нарушившего
Божественное мироустройство. Смерть и разложение тела - это возмездие за грех (Рим 6:23). Существует
тесная взаимосвязь между виной мира и его страданием, между грехом и болезнью, между безбожием и
смертью; мы рождены, чтобы испытать это на себе: "Ибо мы исчезаем от гнева Твоего" (Пс 89:7; ср. 37:4).
В то время как в ВЗ постоянно говорится о бренности человеческой жизни и о смерти (Чис 14:29; Иов 2:7,8;
Пс 21,15; 54,5; Ис 1:5,6), в НЗ указывается на то, что именно в телесных страданиях явлена Божья сила
(2Кор 4:10; Гал 6:17; Флп 1:20). Немощь тела служит символом земной жизни в целом (2Кор 5:1 и след.;
Рим 8:11); т.к. грех часто овладевает человеком именно через тело, то оно названо "греховным" телом
(Рим 6:6) или "телом смерти" (Рим 7:24). Наряду с этим в Священном Писании говорится и о спасении
тела Иисусом Христом (Флп 3:21).
IV:
1) библейное понимание тела распространяется и на отношения между полами. Любовное влечение
людей друг к другу даровано им Богом, заповедавшим: "Плодитесь и размно-жайтесь" (Быт 1:28), брак (VI)
же символизирует отношение Бога к Своему народу. (Ср. Исх 21:10; Рим 4:19 и след.; 1Тим 4:1-5; 5:14, где
высказывается положительное отношение к телу и опровергается ложное мнение о том, что все телесное
негативно;
2) Библия, однако, не скрывает, что не всякие отношения между полами освящены Богом (1Кор 7:1-5).
Необходимо заботиться о чистоте этих отношений, помня, что любовь между мужчиной и женщиной (как и
человек в целом) подверглась искажению в результате грехопадения. Поэтому в Библии звучит
предостережение: "Не прелюбодействуй" (Исх 20:14); "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в
вас Святого Духа?" (1Кор 6:19); "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал 5:
24). С другой стороны, нельзя забывать, что Иисус милует и тех, кто согрешил в любовном влечении:
"Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (т.е. впереди не готовых к раскаянию, надменных
первосвященников и старейшин, Мф 21:31; ср. Ин 8:3-11).
V. Воплотившись (см. выше, п.II), Иисус воспринял и смертную природу человеческого тела. Но, будучи
Сам безгрешен, Он пожертвовал Своим телом ради нас, обрек его на смерть ради нашего спасения (Рим
7:4; Кол 1:22; 1Пет 2:24; Евр 2:14,15; 10:5). Особым образом об этом говорится в связи с Вечерей
Господней (Мф 26:26; Мк 14:22; Лк 22:19; 1Кор 10:16; 11:24,27, 29).
VI. Церковь, через которую воскресший Господь действует в мире, часто образно называют "телом Христа"
(Рим 12:5; 1Кор 10:17; 12:12-27; Еф 1:23; 2:16; 4:4,12; 5:23,30; Кол 1:18, 24; 2,19; 3:15). Так ап. Павел
выразил живую, неразрывную связь Господа с верующими, проявляющуюся в постоянном воздействии
Христа на Церковь, которую Он наполняет Своим Духом и животворит, Главой которой Он является и
которая благодаря Ему обретает жизнь. Наряду с этим в образе Тела Христова христианам явлен
идеальный образец истинных взаимоотношений между членами Церкви, основанных на общении во
Христе; подобно членам одного тела, члены Церкви помогают, поддерживают и дополняют друг друга.
VII. В своей телесности человек также является "образом и подобием Божиим" (Быт 1:26,27). Но все же
"плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия" (1Кор 15:50); плоть живет лишь на земле, здесь же
она и умирает (1Пет 1:24). В воскресении же мы обретем новую, небесную, духовную телесность (1Кор 15:
39 и след.), которая позволит нам узреть Бога. Христос, первенец среди воскресших (ст. 20), во время
Своего Второго пришествия подобным же образом дарует новую жизнь всем тем, кто принадлежит Ему
(ст. 23; Флп 3:21).
VIII. Свидетельством реальности духовных проявлений можно, вероятно, считать тот факт, что, согласно
Лк 3,22, Св. Дух снизошел на Иисуса "в телесном виде", т.е. зримо. Точно так же фразой "в Нем (во Христе)
обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9) описывается реальность, которую не следует
трактовать образно или философски.
IX. В Откр 18:13 "телами" названы рабы.