ВЕРА

ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ.
В Ветхом Завете понятие веры неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. Вере, ее
ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. Вера - это ответ на прямой призыв Бога,
обращенный к человеческому сердцу, - нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но
вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома
отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт 12:1). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти
столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: "Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты
можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков" И Аврам "поверил Господу, и Он вменил ему это в
праведность"(Быт 15:5,6);

2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА.
Утвердительный ответ человека на Божий призыв - это лишь одна сторона веры. Вторая ее сторона - доверие.
Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение еврейского глагола аман (Аминь)
- "верить". Он означает также "являться сущностью", "представлять суть" или "быть незыблемым, истинным,
надежным, верным". Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [еврейское эмет, производственное от
аман], это следует понимать так: "Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен". Выражение "все
заповеди его верны" (Пс 110:7) означает: они справедливы, надежны и неизменны. Вера - это состояние
совершенного доверия. Слова "Аврам поверил Богу" означают, что он признал за Богом абсолютную истину,
справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить - значит последовать неясному, неисповедимому,
порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности.
Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке - именно в этом заключается вера, основа которой
- упование на Слово Божие. Выражение "Аврам поверил Богу" означает также, что он сам открылся Божьей
истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;

3) ВЕРА КАК НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО.
Верить в Бога - значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и
нравственный мир. Вера - это не простое признание существования некоей объективной реальности. Наряду с
познанием Бога вера предполагает и определенный образ жизни, который подразумевает повиновение Господу
(1), преданность Ему "вполне" (2), "всем сердцем, всей душой" (3). Вера - это отношение к Богу, определяющее
все человеческие поступки и помыслы. Вера, игнорирующая нравственность, превращается в неверие,
лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить - это грех, блуд,
идолослужение, отступление от Господа (4). Именно за это и были наказаны израильтяне во время
странствования по пустыне (5,6). В этот грех израильский народ впадал неоднократно;

4) ВЕРА И СЛОВО БОЖИЕ.
Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. "Не одним хлебом живет человек,
но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор 8:3; Мф 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и
определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать
Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (8). Из уст праведника
многократно слышится восхваление Слова Божия (9,10 и др.);

5) ВЕРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Ветхозаветное понятие веры наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме
(11), Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал
рассматривать как гибель. "Повстречать Бога" - значит предстать перед судом, т.к. перед лицом Бога все грехи
становятся явными. Только вера может оправдать человека на Божьем суде. Неверующие люди мертвы - даже
если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор: "Если вы не верите, то не устоите" (Ис 7:9 - в пер. М.
Лютера);

6) ВЕРА И НАДЕЖДА.
Вера ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, "поверив" Господу, обетовавшему ему
многочисленное потомство, проникся надеждой. Надежда - это не только доверие к Богу, но и уверенность в
том будущем, которое Им обещано. Эта вера была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль)
подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено
Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего? И снова Исаия учит народ
Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает
все надежды на Бога. "Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него"
(Ис 8:17). Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв
уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми верой словами: "А надеющиеся
на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис 40:
31). Одновременно с этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения.
Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен,
который будет славным. Тогда закончатся все страдания. "И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты
гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь"
(Ис 12:1,2). Душа верующего уже "здесь и теперь" ликует в ожидании этого дня, на наступление которого она
уповает (12-16). Эта надежда и есть вера, т.е. твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой
повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, - это радостная весть, основанная
на верности Бога (17).

ВЕРА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИЯХ

а) понимание веры евангелистами (Мф, Мк, Лк):  аналогично ее пониманию в Ветхом Завете. Для них вера - это
абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце
закрадывается сомнение: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мк 9:24). Такая вера возносится к Богу
через молитву (18), и возможности ее безграничны: "И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф
21:22; Мк 11:24). Через такую веру Бог почитается, и Он вознаграждает ее (19-25). Такая вера способна двигать
горами (26-28), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь (29). Неверие же, напротив,
означает боязливый взгляд на творение Божье (30-33), сомнение в Божьем всемогуществе (28),
всепоглощающую заботу о собственной жизни, о достатке (34);

б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют Ветхому Завету. Чтобы вера не превратилась в
неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (35). Иисус безбоязненно обратился к
"духовенству" Израиля с вопросом: "Почему же вы не поверили ему?" [Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его
проповеди] (Мк 11:31). Он укоряет Своих учеников: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы
веровать всему, что предсказывали пророки!" (Лк 24:25). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к
непониманию его или к сомнению (36,37). Именно к неверующим людям обращен призыв: "Покайтесь и веруйте
в Евангелие!" (Мк 1:15);

2) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА:

а) в Евангелии от Иоанна с наибольшей силой отражено новое, новозаветное, понимание веры. Основным
объектом веры здесь уже назван Иисус Христос. Главное, что требуется от человека, - это уверовать в Иисуса и
во имя Его (38), поверить в то, что Иисус есть Христос (39,40), поверить Его слову и Писанию (38; 39). Но это
нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в
истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих
деяний в Ветхом Завете, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение,
веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и
Своих страданий в свете ветхозаветной истории (41). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив Ветхий
Завет и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание (42). Вера, в принципе, направлена на
совершенно определенную личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса - на Бога Отца. "Верить Писанию"
(38; 42) или "верить Его слову" значит верить Тому, о Ком эта книга свидетельствует (43,44), Тому, Кто Сам
есть Слово Божие (45). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидетельства,
Иисус говорит: "И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете..." (Ин 5:38,39). Таким
образом, выражение "верить Писанию" следует понимать как "верить возглашаемому слову", как
ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира. Божие Слово, по
Иоанну, - это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение (45). Тем самым, вера в Слово равнозначна вере в
Иисуса. Вера в Иисуса означает веру в Бога (46) и признание Его спасающего промысла;

б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем
для спасения человечества от Страшного суда, тот "не судится" (47), тот "перешел от смерти в жизнь" (43), тот
уже сейчас обрел жизнь вечную (43; 48-50). Для Иоанна, в отличие от Исаии, вера - это не горячая надежда на
грядущее спасение, пути к которому еще неведомы. Согласно Иоанну, верующий человек обретает спасение,
потому что он принимает Иисуса, Спасителя (45). Верующий может сказать: "Он воскресит меня в последний
день" (Ин 6:40). "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме", - говорит Иисус
(Ин 12:46). "Неверующий уже осужден" (Ин 3:18), т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. "Потому Я и
сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин 8:
24);

в) Вера как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом
истине: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Ин 8:31). "Пребудете в слове Моем" и здесь
означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе (51,52). Кроме того, послушание в вере означает отказ от
греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им
веровать (53). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса - "истинной виноградной лозы", и
живет, насыщаясь из другого источника (52). Верующему человеку заповедано служение (54), движущая сила
этого служения - любовь (55);

г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи - согласно Иоанну, Иисус часто повторял, что
Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец (51,56,57). Иисус говорит, что вера даруется
человеку по Божьей воле (58); Он не снимает с человека ответственности за его выбор между верой и неверием
- лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что вера - это не
плод самостоятельного решения, принимаемого человеком по собственной инициативе, а всегда - ответ на
Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему
хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная вера в Бога. В этом отношении вера не что
иное, как Божье творение;

3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ.

Если Иисус называл Себя преимущественно "Сыном Человеческим" и требовал от иудеев, чтобы они признали
Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его - главным образом под влиянием христиан, обращенных из
язычников, - "Господом", подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним.
Согласно книге Деяний святых апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса.
Воскресив Сына, Бог "возвысил Его в Начальника и Спасителя" (Деян 5:31), "соделал Его Господом и Христом"
(Деян 2:36). В отношении Иисуса человек может занимать единственно правильную позицию: полностью
довериться Ему. Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления "ради нас". Проходить мимо
Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею - значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно
проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (59-62). Верить в Него - значит получить прощение грехов (63),
обрести спасение (62,64), очистить сердце (65). Пребывать в вере (66), утверждаться в ней (67) или
исполняться ею (68,69) - такова цель каждого христианина;

4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:

а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ.
В посланиях различным церквам апостол Павел затрагивает основополагающие вопросы веры. Вера для Павла
- это вера в Бога (70), в Евангелие (71), в Иисуса Христа (72). Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное
спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о вере, не
называя ее предмета: Евангелие есть "сила Божия к спасению всякому верующему" (Рим 1:16). Но он всегда
подразумевает веру в том деянии, которое Бог совершил во Христе;

б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ.
Вера не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения - она
включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В вере человек обретает новое
самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был "мертвым по
преступлениям и грехам своим" (Еф 2:1). Его "члены" становятся "орудиями праведности", тогда как раньше они
были "орудиями неправды" (73). Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: "Все, что вы
делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (Кол
3:17); если раньше он жил для себя, то теперь - для Бога. Послушание Господу не исключает опасности
падения (74). "Иметь веру" (75,76), "стоять в вере" (77), "стоять в Господе" (78), "стоять в благодати" (79),
"утвердиться в Евангелии" (80) - все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и
сомнению. Обретя через веру жизненную опору, человек может сохранить ее только в вере (81). Уверовать и
быть верующим - значит жить, сознательно "покоряясь вере" (82,83). Поэтому Павел говорит о "возрастании"
веры (84,85), о немощной вере (86) и о твердой вере (87-89). Целью же увещевания каждого верующего
является "любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры" (1Тим 1:5);

в) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА.
Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидетельством того, что Он - Сын Божий (82),
победивший смерть (90), что Он - Господь над всеми силами "небесными, земными и пре-исподними" (Флп 2:10
и след.). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (91).
Соединенные со Христом "подобием смерти Его", будут соединены с Ним и "подобием воскресения" (92-94). "И
если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1Кор 15:19). Отрицание
воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. Вера в воскресение включает в себя и
убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос
пребывает в нас (95). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок - в его распоряжении
находится державная сила вознесшегося Господа (96). На этом основании Павел призывает своих читателей к
послушанию в вере. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению;

г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ.
В своих посланиях апостол Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве
Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо веры,
действующей любовью (97) и исполненной покорности Божьей воле (82,98), для спасения необходимо еще и
внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой точки
зрения, одновременно излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или
оправдание перед Богом не через исполнение Закона (100-104), а единственно через веру (99), рождающуюся
"от слышания слова Божиего" (105). Нас спасает вера в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий "предан за
грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим 4:25) и что "мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего
Иисуса Христа" (Рим 5:1). Рассматривая веру как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее
непосредственно с Божьим судом. Это не только вера в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни,
но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого
подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иудейской теологии (на ней
воспитывался и сам Павел), согласно которому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет: в
Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос (106). Поэтому он с
уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (107). Значение
такой веры подчеркивал и Иоанн (47-49);

5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о вере, обретает особое звучание в
Послании к евреям, в котв палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил
противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в
своей готовности помочь им в час испытания:

а) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (6). Если Бог обещал
даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель;

б) СИЛА ВЕРЫ: веруя, мы входим в покой Божий (6). Нам следует утвердиться в вере. (108) и поступать так же,
как те, кто уже достиг цели. "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души" (Евр 10:
39). Мы должны "подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования" (Евр 6:12);

в) пример ветхозаветных мучеников за веру убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в вере всегда побеждает (Евр
11);

г) ИИСУС как "начальник и совершитель веры" (109). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек
проникается верою. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же" (Евр 13:8). Послание к евреям призвано
служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней веры;

6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о вере неоднократно представлялись как
противоречащие концепции ап. Павла (110). Но при этом никогда не учитывалось то обстоятво, что как для
Павла, так и для Иакова жизнь в вере была непременным условием человеческого существования. Нам,
созданным "во Христе Иисусе", предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым вера достигнет
совершенства и без которых она останется мертва. (111) “Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на
добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.” (Еф 2:10) Человек, отказавший в помощи своему
ближнему (112), по мнению Павла, отрекся от веры. “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется,
тот отрекся от веры и хуже неверного.” (1Тим 5:8). Во Христе истинна только вера, действующая любовью (97),
но эта вера несовместима с лицеприятием (113). Иаков опровергает мнение о том, что вера способна заменить
послушание (112). Возможно (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно
истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (87); апостол солидарен с Иаковом в его отрицании
подобного ошибочного утверждения. “Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?
Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа
Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из
мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим 6:1-4 и след.).

1)        и воспылал в тот день гнев Господа, и поклялся Он, говоря: люди сии, вышедшие из Египта, от двадцати
лет и выше не увидят земли, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, потому что они не повиновались
Мне, кроме Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, и Иисуса, сына Навина, потому что они повиновались
Господу. (Чис 32:10-12)
2)        да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать
заповеди Его, как ныне. (3Цар 8:61)
3)        и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. (Втор 6:
5)
4)        Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда;
ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. (Ос 1:2)
5)        На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же
клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие.
(Евр 3:17-19)
6)        Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из
вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не
растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе
Моем, что они не войдут в покой Мой ", хотя дела Его были совершены еще в начале мира. (Евр 4:1-3)
7)        Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои,
дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет
человек;(Втор 8:3)
8)        Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут
они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и
когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах
твоих, дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать
отцам вашим, сколько дней небо будет над землею. (Втор 11:18-21)
9)        В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть? (Пс 55:5)
10)        От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое; от судов Твоих не уклоняюсь, ибо
Ты научаешь меня. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я
вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. (Пс 118:
101-105)
11)        В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо
Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день
восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как
утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю ". (Ос 6:1-3)
12)        И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него
уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис 25:9)
13)        И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
стремилась душа наша. (Ис 26:8)
14)        Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и
исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие. (Иер 29:10)
15)        Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой,
говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит
Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои. (Иер 31:16,17)
16)        А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. (Мих 7:7)
17)        Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у
Бога моего"? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не
утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует
крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в
силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся. (Ис 40:27-31)
18)        Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был
судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему,
говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и
Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила
больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит
избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им
защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:1-8)
19)        Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово,
и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному:
пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и
сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. (Мф 8:8-10)
20)        И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю
одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же,
обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
(Мф 9:20-22)
21)        И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал
расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. (Мф 9:2)
22)        А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять
хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ
их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И
исцелилась дочь ее в тот час. (Мф 15:25-28)
23)        И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к
Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на
которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
(Мк 2:5)
24)        услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к
одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что
исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в
народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и
говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в
страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал
ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. (Мк 5:34)
25)        Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему:
не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я
достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у
себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай
то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам,
что и в Израиле не нашел Я такой веры. (Лк 7:6-9)
26)        Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с
горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного
для вас; (Мф 17:20)
27)        Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в
ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со
смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в
молитве с верою, получите. (Мф 21:20-22)
28)        Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей:
поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет
ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет
вам. (Мк 11:22-24)
29)        И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе,
чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. (Лк 22:31,32)
30)        И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась
великая тишина. (Мф 8:26)
31)        Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф 14:31)
32)        И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? (Мк 4:40)
33)        Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и
ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? (Лк 8:25)
34)        если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми
паче вас, маловеры! (Мф 6:30)
35)        И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк 1:45)
36)        Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и
благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это
сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. (Лк 1:19-20)
37)        и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; (Лк 22:67)
38)        Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики
Его. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и
слову, которое сказал Иисус. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые
Он творил, уверовали во имя Его. (Ин 2:11,22,23)
39)        И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем,
ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. (Ин 4:41,42)
40)        Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому
нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. (Ин 6:
67-69)
41)        Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что
предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из
всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. (Лк 24:25-27)
42)        Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его
писаниям не верите, как поверите Моим словам? (Ин 5:46,47)
43)        Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь
вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них
иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (Ин 5:24,39)
44)        Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне,
и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.(Ин 17:20-21)
45)        В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него
начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет
человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он
пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет,
но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека,
приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его
не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни
от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с
нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин 1:1-14)
46)        Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя;
Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте
Мне по самым делам. (Ин 14:10,11)
47)        Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного
Сына Божия. (Ин 3:18)
48)        Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий
пребывает на нем. (Ин 3:36)
49)        Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. (Ин 6:47,48)
50)        Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя
Его. (Ин 20:31)
51)        Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не
будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне
придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но
волю пославшего Меня Отца. (Ин 6:35-38)
52)        Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую
плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через
слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама
собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и
Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне,
извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если
пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. (Ин 15:1-7).
53)        Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как
вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин 5:
43,44)
54)        Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал
вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и
Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. (Ин 13:12-14)
55)        Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего,
тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. (1Ин 2:
10,11)
56)        На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не
увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему
все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Я ничего не могу творить Сам от
Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. (Ин 5:
19,20,30)
57)        Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и
говорю миру. (Ин 8:26)
58)        Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в
последний день. И сказал: для того -то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано
будет ему от Отца Моего. (Ин 6:44, 65)
59)        Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, (Деян 5:14)
60)        Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне
креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус
Христос есть Сын Божий. (Деян 8:36,37)
61)        Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы
мог воспрепятствовать Богу? (Деян 11:17)
62)        Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. (Деян 16:31)
63)        О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
(Деян 10:43)
64)        Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. (Деян 15:11)
65)        не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. (Деян 15:9)
66)        утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам
войти в Царствие Божие. (Деян 14:22)
67)        И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. (Деян 16:5)
68)        И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа
Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из
язычников; (Деян 6:5)
69)        ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к
Господу. (Деян 11:24)
70)        но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа,
Господа нашего (Рим 4:24)
71)        И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир,
благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил
слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим 10:15-17)
72)        однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы
уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не
оправдается никакая плоть. (Гал 2:16)
73)        Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не
предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены
ваши Богу в орудия праведности. (Рим 6:12,13)
74)        Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. (1Кор 10:12)
75)        Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
(Рим 14:22)
76)        Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую
имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании
всякого у вас добра во Христе Иисусе. (Флм 1:3-65)
77)        Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. (1Кор 16:13)
78)        ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. (1Фес 3:8)
79)        Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через
Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией..
(Рим 5:1,2)
80)        Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и
утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только
не тщетно уверовали. (1Кор 15:1)
81)        Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не
пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. (Рим 11:20,21)
82)        Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде
обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по
плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе
Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все
народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, (Рим 1:1-6)
83)        Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению
тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по
повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через
Иисуса Христа, слава во веки. Аминь. (Рим 14:24-26)
84)        Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком
увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом
уделе. (2Кор 10:15,16)
85)        Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера
ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах
Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что
будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. (2Фес 1:3-5)
86)        Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. (Рим 14:1)
87)        И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба
Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу
Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность.
(Рим 4:19-22)
88)        И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле
Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если
только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы
слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. (Кол 1:21-23)
89)        Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и
отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во
Христа. Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в
Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.  (Кол 2:4-7)
90)        Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе;
ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в
нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное
сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое
жало? ад! где твоя победа? (1Кор 15:51-55)
91)        Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1Фес 4:14)
92)        Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием
воскресения … Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, (Рим 6:5,8)
93)        Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет
воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и
проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. (1Кор 15:12-14)
94)        Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. (2Кор 4:
13,14)
95)        Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за
Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному
мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в
вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости,
чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; (Кол 1:24-28)
96)        чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к
познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое
богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по
действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив
одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени,
именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего,
главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф 1:17-23)
97)        Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал 5:6)
98)        Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что -
нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою
знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима
и окрестности до Иллирика. (Рим 15:17-19)
99)        Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются
всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним
никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой
свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо
нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для
показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию
правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. (Рим 3:19-26)
100)        Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются
всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним
никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой
свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо
нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для
показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию
правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем
бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек
оправдывается верою, независимо от дел закона. (Гал 3:19-28)
101)        Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и
Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; (Рим 3:9-10)
102)        Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо
закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. (Рим 4:14-15)
103)        Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. (Гал 2:21)
104)        Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
… а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не
исполняет постоянно всего, что написано в книге закона… Для чего же закон? Он дан после по причине
преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов,
рукою посредника… Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; (Гал 3:
2,10,19,24)
105)        Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим 10:17)
106)        Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и
воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим 8:33,34)
107)        Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец
правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим
явление Его. (2Тим 4:7,8)
108)        Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. (Евр 10:38)
109)        взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости,
претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. (Евр 12:2)
110)        Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному
благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить
благовествование Христово. (Гал 1:19-20)
111)        Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? Ибо, как тело
без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак 2:22,26)
112)        Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера
спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите
с миром, грейтесь и питайтесь ", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет
дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела ": покажи мне веру твою без
дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и
трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался
Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам
его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это
вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим ". Видите ли, что человек оправдывается делами, а
не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их
другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак 2:14-26)
113)        Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо
нет лицеприятия у Бога. (Рим 2:10-11)